• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Вот теперь можно обо всем по порядку.
1 - Благодарю komandr за то, что он хоть и с громкими заявлениями о диверсии, но возбудил этот вопрос. Кто-нибудь попозже тоже мог споткнуться о такое, а вот была бы у меня возможность прояснить ситуацию - не известно. Так что спасибо за шум.
2 - Есть такая инженерная дисциплина "Детали машин", все сомневающиеся могут обратиться к ЛЮБОМУ учебнику для ВУЗа или техникума, к любому справочнику по Деталям машин в раздел уплотнения стыков или уплотнения валов и проверить правильность того, о чем я писал. Для того чтобы понять работу уплотнений в очень постой форме, не особо вникая в инженерные доводы, достаточно прочитать мою статью, ссылку на которую я приводил.
3 - Краткое резюме работы кольцевого уплотнения:
а - не имеет значения ширина/толщина уплотнительного кольца, если в направлении прикладываемого давления кольцо ограничено элементами корпуса и не может быть выдавлено этим давлением наружу;
в - чем больше давление, тем эффективнее происходит уплотнение.

4 - Поскольку на фотографиях komandr ничего не видно, то я произвел измерения и привожу цифры:
Посадочная площадка под фильтр на теплообменнике имеет размеры наружный диаметр 75 мм и внутренний диаметр 64 мм. Размеры эти не вполне точные поскольку площадка отформована на прессе и имеет скругленные углы. Размеры 75х64 относятся к механически обработанной части площадки. От экземпляра к экземпляру они могут немного меняться, но полагаю, что не сильно.
Уплотнительное кольцо фильтра БОШ 0451103315 имеет размеры наружный 66, внутренний 56 мм, хотя внутренний размер никого не волнует. Таким образом у фильтра БОШ имеется по крайней мере по одному миллиметру на сторону в состоянии без давления для перекрытия площадки. Как только в масляной системе появляется давление, то резинка стремится выдавиться наружу, а её не пускает отбортовка канавки фильтра. Таким образом наружный диаметр резинки увеличивается до 67-68 мм и она еще злее уплотняет фильтр.
Уплотнительное кольцо фильтра UFI 2316500 - того что сейчас стоит на машине и на фото равны 65х60 соответственно. Вроде бы наружный размер вообще ни каким образом не подходит, ан нет - работает почему-то.
Вот с фильтром MANN W610/3 у меня получился пролет - его покупать нельзя. Я его удалю из моего сообщения. Резинка его имеет размеры 62х53
Для людей сомневающихся предлагаю фильтр от VW Гольф, Пассат с моторами 1,4-1,6 л. (моторы PY, RF, ABD, ABU, ABN, AEE, AEX и куча других). Под руками был фильтр от KOLBENSCHMIDT 188-OS артикул 50 013 188 размеры резинки у него 72х62 мм фольксвагеновский номер 030 115 561 E. Однако у этого фильтра дюймовая резьба 3/4" - 16 UNF, кроме того у него довольно мелкое поднутрение под размещение шестигранника или гайки штуцера. Так что это придется учитывать самостоятельно.
советую написать рацпредложение всем производителям маслянных фильтров о уменьшении ширины уплотнительного кольца с 4,5мм до 2мм.
Увы, вашим советом воспользоваться не удастся. Уже застолбили тему... Фирма UFI ставит круглые резинки сечением 2,5 мм . Я там чуть выше размеры резинки фильтра UFI 2316500 привел.
В заключение совет komandr - прежде чем обличать - почитайте литературу, не понятно - задайте вопрос. А то, как я вам уже писал, можно в неловкое положение попасть.....
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
mezernitsky, Спасибо за детальный ответ, но как всегда есть маленькое но!
При затягивании фильтра расстояние от теплообменника до фильтра будет в пределах 1-1,5 мм. Уплотнительное кольцо, а правильнее сказать, та часть которая осталась снаружи никогда не будет сдвигаться наружу, а будет стремиться деформироваться во внутрь.
Ваши доводы относительно внутреннего давления которое выдавит уплотнительное кольцо наружу справедливы при условии, что вся плоскость уплотнительного кольца будет прилегать к привалочной поверхности. В нашем случае к привалочной плоскости теплообменника прилегает только 1мм кольца то есть 20% от всей его площади. Давление масла будет прилогаться в двух направлениях с торца кольца к 2мм и снизу кольца 4мм. Вот тут и возможен выброс масла при высоком давлении.

Вот как я вижу данную ситуацию.
mezernitsky, читал я Вашу статью, ничего нового в ней не нашел. В нашем случае резинка не находится в закрытом пространстве. Хотя в целом статья правильная.
П.С. что бы было понятнее моя точка зрения нарисовал от руки чертеж как это выглядит в разрезе. Ногами не пинать! :)
 

Вложения

  • Чертеж.jpg
    Чертеж.jpg
    44.5 KB · Просмотры: 201

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
komandr, Всё правильно, спасибо за рисунок. А теперь сами подумайте, если там где стоит 4 и написано "кольцо" имеется давление масла. То резинку будет двигать или выжимать двлением масла изнутри - наружу. И соответственно она будет удерживаясь отбортовкой фильтра, прижиматься к отвальцовке. Тем самым увеличивая плоскость. Не стоит думать, что если давит направо, то уползёт слева. :) Масло давит изнутри на всю резинку. И при нормальной затяжке, там вряд ли остаётся 1мм толщины. Скорее тоньше будет, но от прижима может зато быть по шире. ;)
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
komandr, Вы не правильно понимаете работу данного резинового уплотнения. На Вашем рисунке вертикальный зазор указан - 1 мм. В жизни его НЕТ. Фильтр затягивается практически до упора наружным буртом в блок или, в нашем случае, в теплообменник. Внутренний бурт у фильтра ВСЕГДА меньшей высоты чем наружный, для того, чтобы как раз было откуда поступать маслу к резинке и распирать её. Резинка ВСЕГДА делается свободнее чем канавка для нее, для того чтобы она могла там плющиться и заполнять собою пространство в углах. Сегодня уруливаю в Могилев, как-что дискутировать не будет возможности. 2-3 вернусь и если к тому времени не возникнет понимание проблемы нарисую постадийно как ведет себя резинка в канавке при затягивании фильтра и при подаче давления.
Уплотнительное кольцо, а правильнее сказать, та часть которая осталась снаружи никогда не будет сдвигаться наружу, а будет стремиться деформироваться во внутрь.
Вовнутрь кольцу не дает деформироваться внутренний бурт на корпусе фильтра.
Вот тут и возможен выброс масла при высоком давлении.
Знаете, есть такой метод решения спорных проблем - опыт. Это когда слова не действуют. Так вот, нет выбросов, ну по крайней мере, на моем моторе их нет..... причем с фильтром имеющим МЕНЬШУЮ по наружному диаметру резинку, чем БОШевский. Вот фото моего моторного отсека. Не самые информативные, но номер фильтра читается и отсутствие "выбросов" масла видно не вооруженным глазом.


 
Последнее редактирование:

Поехали

Бывалый
Регистрация
20 Мар 2008
Сообщения
1,827
Реакции
1,871
Баллы
395
Поехали, неплохо, много там ещё до лонжерона. А как Вы его врезали в магистраль?
У меня проще все, крана печки нет, пока врезал в магистраль печки. Потом переделаю если что.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Тут как в поговорке : лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. По нашему будет : лучше один раз поставить, чем сто раз разглагольствовать что это не работает. У всех работает, и не течёт, но не перевелись ещё неверующие Фомы на земле русской. ИМХО:rofl:
 

JSP

Постоялец
Регистрация
2 Янв 2010
Сообщения
114
Реакции
83
Баллы
110
Установил сегодня теплообменник от фольксвагена. Маслянный фильтр подошёл от Рено(резьба 20 на 1.5) -Mahle OC 99. Врезал пластмассовые тройники в подводящие шланги печки. Заодно и поменял все патрубки и термостат. Всё промыл и вычистил.
Могу сказать, что система работает и работает неплохо!
P.S. Резьбовой конец штуцера под фильтр пришлось укоротить на 8 мм, так как фильтр при установке упирался в лонжерон. Оставшихся 17 мм вполне достаточно.


Вот мой отчёт. А то смотрю много вопросов вызывает система.
Хочу уточнить по прокладке между теплообменником и блоком, та, которая пришла с теплообменником оказалась чуть больше посадочного места и пыталась вылезти из под него при затяжке штуцера... В итоге под теплообменник встало резиновое кольцо от нового родного маслянного фильтра, оно шире, толще и идеально подходит по диаметру!
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Тут как в поговорке : лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. По нашему будет : лучше один раз поставить, чем сто раз разглагольствовать что это не работает. У всех работает, и не течёт, но не перевелись ещё неверующие Фомы на земле русской. ИМХО:rofl:
Уважаемый! Я тут не разглагольствую, а готовлю все к установке! И уточняю все нюансы с которыми прийдется встретится при внедрении! До этой бучи ни одной фотки под капотом никто не выложил, а теперь есть фото от двух счастливых обладателей теплообменника.
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Уважаемый! Я тут не разглагольствую, а готовлю все к установке! И уточняю все нюансы с которыми прийдется встретится при внедрении!
Ни кто не встретился, делая по разработанной схем, а Вы уважаемый всё пытаетесь встретиться с проблемами. Вы не родственник Тимошенко? Только она мужественно создаёт себе трудности, чтобы было с чем бороться. :)
До этой бучи ни одной фотки под капотом никто не выложил, а теперь есть фото от двух счастливых обладателей теплообменника.
До этой бучи, на первой страницы в начале темы есть очень познавательные фото в большом разрешении. Вам бы сначала нужно было начать тему читать. :drinks::wall:
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Цитата:
Сообщение от komandr
До этой бучи ни одной фотки под капотом никто не выложил, а теперь есть фото от двух счастливых обладателей теплообменника.

До этой бучи, на первой страницы в начале темы есть очень познавательные фото в большом разрешении. Вам бы сначала нужно было начать тему читать.
Для тех кто в танке и не читает, ключевая фраза
До этой бучи ни одной фотки под капотом никто не выложил,
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Сейчас перед поездкой менял масло. Сверху не было видно и не заснято, снизу увидел легкое отпотевание (именно отпотевание) между корпусом фильтра и теплообменником. Пока объясняю это тем, что у корпуса фильтра UFI довольно большое свисание юбки фильтра по наружному диаметру и фильтр упирается в теплообменник самым внешним буртом. Таким образом, сама резинка может иметь некоторый зазор между наружным буртом своей канавки в фильтре и площадкой теплообменника. Т.е. там, где у Вас нарисован зазор 1 мм, про который я сказал, что его не должно быть, получается, что он все же был. Пока это предположения, нужно все измерить. В ближайшее время возможности у меня не будет, так что у всех есть возможность поисследовать этот фактор. Поставил бошевский фильтр и проверил его по сомнительному параметру - все идеально - упирается в теплообменник нужным буртом.
Все, уехал.....
ЗЫ. Совет всем - бросте пикироваться. Толку от этого не будет, а результат может быть плохим, поскольку когда кто-то начинает обижаться или обижать, то за эмоциями теряется сущность.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Для тех кто в танке и не читает, ключевая фраза

Цитата:




До этой бучи ни одной фотки под капотом никто не выложил,
Ну конечно на фотках под капотом более видно ту резинку про которую Вы отписываете, чем на фотках в начале темы. :):smoke: экстрасенс едрён-матрён
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Цитата:
Сообщение от komandr
Для тех кто в танке и не читает, ключевая фраза

Цитата:




До этой бучи ни одной фотки под капотом никто не выложил,


Ну конечно на фотках под капотом более видно ту резинку про которую Вы отписываете, чем на фотках в начале темы. :):smoke: экстрасенс едрён-матрён

Изначально вопрос ставился так!

mezernitsky и сотоварищи с установленным теплообменником на 406 двигателя, есть вопрос. Какой длинны покупать фильтр с учетом того, что штуцер будет М20х1,5 ? Какое вообще расстояние от теплообменника до лонжерона? Было бы чудесно посмотреть на фото под капотом, как там живет фильтр. :)

И ненадо здесь высказываться не по теме.
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
И так продолжим. Забрал штуцера у токаря. Правда пришлось ему, бедняге, переделывать халтуру.
Чертеж тоже притерпел изменений.
143421175.jpg

Резьба в фильтры укорочена до 15мм. так как ответная часть в фильтре не длиннее 10мм. Появилась направляющая для фильтра и технологическая проточка. Толщина шестигранника 4мм. и грани 24мм. Тело штуцера под теплообменник не 50мм., а 48мм.
143420974.jpg

143420978.jpg

Далее на фотках видно, что гайка прячется в середине теплообменника :)
143420980.jpg

143420982.jpg

При таком варианте можно ставить фильтра даже с выпуклым дном :clapping:

Теперь выкраиваю время на выходных, заодно замена масла :)
Если не возражает mezernitsky в ближайшее время выложу фотки процесса инсталяции на мышину в картинках :)

p.s. покритикуйте штуцер и чертеж к нему :)
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Если не возражает mezernitsky в ближайшее время выложу фотки процесса инсталяции на мышину в картинках
Интересное кино.... почему я возражать-то должен?:drinks::drinks::drinks:
 

haritonov

Общительный
Регистрация
25 Апр 2011
Сообщения
21
Реакции
11
Баллы
65
На теплообменнике фрезеровка следовательно надо подкладывать шайбу под шестигранник-лишняя деталь Вывод-взять за основу изделие mezernitski только сделать лыску и укоротить резьбу под фильтр
 
Сверху