• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Улучшаем зарядку на 402 дв. Полезные доработки родной схемы

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
Снова всем привет, и сегодня мы поговорим про зарядку, благо на дворе зима, и проблема актуальна.

Штатная схема ЗМЗ-402, по сравнению с другими двигателями, имеет ряд особенностей. Главной из которых является включение реле-регулятора "по минусу". Решение, распространенное в конце 80-х годов в автомобилестроении, и вытесненное появившимися позже генераторными установками с самовозбуждением. Тем не менее, успешно просуществовавшее под капотом карбюраторных "Волг" до момента прекращения их выпуска.

Не буду рассматривать варианты "переполюсовки" обмотки возбуждения, поскольку реальная отдача от такой операции невысока. Надежность схемы возбуждения не увеличивается: реле-регулятор все так же критичен к хорошей "массе". Даже количество проводов не сократить. В общем, в нашем случае тип схемы возбуждения - скорее, вопрос религии.

Любой регулятор напряжения имеет две системы: измерительную и исполнительную. На этом теории хватит (желающие могут изучить вопрос глубже, ссылки дам в конце поста), а практика такова: измерительный орган "волговского" РР измеряет напряжение в бортовой сети строго после замка зажигания (на клемме 15/1), а на то, что включается независимо от замка, ему пофиг. С одной стороны, это хорошо: вроде бы, учитывается падение напряжения на замке, и во все потребители оное напряжение подается величиной не ниже допустимой. С другой стороны: неоднократно замечал у себя, особенно при затрудненном пуске на подсаженной АКБ напряжение после старта около 15,1 В, что явно больше нормы.

Параллельно пытаясь бороться с нехваткой напруги генератора на холостых оборотах (излечилось протяжкой и зачисткой всех силовой проводки, "масс", а также заменой блока силовых предохранителей, диодный мост и РР оказались не виноваты), откопал на просторах Сети изящное и простое до безобразия решение. Необходимо соединить измерительный орган РР с клеммой "+" аккумуляторной батареи! Таким образом получив на ней стабильное напряжение на всех режимах работы двигателя. Что при исправной проводке не грозит ухудшением параметров питания устройств, включенных после замка зажигания.

Итак, на помощь нам приходят обычные силовые реле. Схема будет чуть ниже, а реализовано все до безобразия банально: из штатного разъема РР аккуратно вынимаем провод "+" (прямо с клеммой, для последующей вставки в релейную колодку) и делаем его сигнальным для нашего дополнительного реле. Второй контакт обмотки доп. реле - естественно, на "массу". Силовые контакты реле подключаем следующим образом: один (у меня это "30") - на "+" АКБ (я завел на вход блока силовых предохранителей, но у меня 3110, на более старых моделях правильнее заводить на вывод В+ генератора, или переделывать проводку по схеме 3110, притом провод генератор - АКБ делать сечением не менее 10 кв. мм). Второй ("87", соответственно) - на контакт "+" реле-регулятора (вместо вынутого штатного провода).

Таким образом, обеспечивается соединение измерительной цепи РР с "плюсом" аккумулятора только при включенном зажигании.

J-i39BORJTw.jpg


Теперь о том, что это дало. Запустил двигатель. Холостой ход - 600. Напряжение на АКБ четко поддерживается 14,3 В плюс-минус 30 мВ (при измерении тестером очень хорошо видно, как РР переключается в пределах напряжения стабилизации). Но не обошлось без багов. Даю нагрузку: дальний, печка, обогрев стекла, еще аварийку включил. Просадка до 12,1. Но держит стабильно. Оставил одну печку - 14,3 снова. С повышением оборотов (примерно до 800-900) напряжение возрастает до 14,3 В и стабилизируется на этом значении, независимо от нагрузки.

Вывод отсюда таков: штатный 65-амперный генератор ЗМЗ-402 при оборотах ниже 900 [почти] не работает. О чем, кстати, говорит его заводская характеристика. Недостаток - напряжение на генераторе в этом режиме порядка 16 В, что высоковато. Но при оборотах 900 и выше все отлично! Начинается полноценная зарядка аккумуляторной батареи. То есть, заряжаться (с включенной нагрузкой) АКБ начинает на более низких оборотах, чем в штатном варианте. Притом напряжение зарядки - стабильно! Возможно, для этого (а также для поддержания давления масла на приемлемом уровне) при частом стоянии в пробках холостые лучше поднять. Я пока не поднимал, потому что в пробках стою редко. Тем не менее, разница, по сравнению со штатной схемой, заметна даже без приборов - просто по тому, как работают потребители.

Теперь пару слов о падении напряжения после замка и компенсации последствий "переподключения" РР. В общем, у меня на замке падает где-то 0,5 В, что в принципе меня не очень устраивает, но менять контактную группу замка не хочется. Точнее, это не решит проблемы в корне. Что сделал: поставил по цепи 15/2 еще одну разгрузочную релюху, теперь на мощные потребители (печка, дворники, обогрев) поступает напряжение с АКБ напрямую. Повторюсь, на более старых моделях более правильным является подключение мощных нагрузок непосредственно на генератор.

-------
В следующей серии - разгружаем замок зажигания от тока возбуждения (или еще одно реле в схему зарядки). Должно дать ту самую вожделенную зарядку с самых что ни на есть холостых оборотов двигателя, ну и замок подаст заявку на вечную жизнь (хватит с него токов системы зажигания). А еще расскажу, как можно задействовать неподключенную лампу контроля заряда в комбинации приборов. Осталось только воплотить в металле. Ну и фотке, конечно, куда ж без них.

За идею - спасибище огромное Александру Scy.thian с форума gaz-24.com

Бонус: обещанная теория (библиография, ыыы)
1
2
3
4
5
6
 
Последнее редактирование:

fedorvit

Постоялец
Регистрация
14 Июн 2009
Сообщения
569
Реакции
147
Баллы
175
насколько такая схема защищена от КЗ в обмотке дополнительного реле? "+" на реле приходит напрямую или через какой-то предохранитель? Если напрямую, то при КЗ в обмотке реле есть риск пожара.
 
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
783
Баллы
414
Снова всем привет, и сегодня мы поговорим про зарядку, благо на дворе зима, и проблема актуальна.

Штатная схема ЗМЗ-402, по сравнению с другими двигателями, имеет ряд особенностей. Главной из которых является включение реле-регулятора "по минусу". Решение, распространенное в конце 80-х годов в автомобилестроении, и вытесненное появившимися позже генераторными установками с самовозбуждением. Тем не менее, успешно просуществовавшее под капотом карбюраторных "Волг" до момента прекращения их выпуска.

Не буду рассматривать варианты "переполюсовки" обмотки возбуждения, поскольку реальная отдача от такой операции невысока. Надежность схемы возбуждения не увеличивается: реле-регулятор все так же критичен к хорошей "массе". Даже количество проводов не сократить. В общем, в нашем случае тип схемы возбуждения - скорее, вопрос религии.

Любой регулятор напряжения имеет две системы: измерительную и исполнительную. На этом теории хватит (желающие могут изучить вопрос глубже, ссылки дам в конце поста), а практика такова: измерительный орган "Волговского" РР измеряет напряжение в бортовой сети строго после замка зажигания (на клемме 15/1), а на то, что включается независимо от замка, ему пофиг. С одной стороны, это хорошо: вроде бы, учитывается падение напряжения на замке, и во все потребители оное напряжение подается величиной не ниже допустимой. С другой стороны: неоднократно замечал у себя, особенно при затрудненном пуске на подсаженной АКБ напряжение после старта около 15,1 В, что явно больше нормы.

Параллельно пытавшись бороться с нехваткой мощности генератора на холостых оборотах (излечилось протяжкой и зачисткой всех силовой проводки, "масс", а также заменой блока силовых предохранителей, диодный мост и РР оказались не виноваты), откопал на просторах Сети изящное и простое до безобразия решение. Необходимо соединить измерительный орган РР с клеммой "+" аккумуляторной батареи! Таким образом получив на ней стабильное напряжение на всех режимах работы двигателя. Что при исправной проводке не грозит ухудшением параметров питания устройств, включенных после замка зажигания.

Итак, на помощь нам приходят обычные силовые реле. Схема будет чуть ниже, а реализовано все до безобразия банально: из штатного разъема РР вынимаем провод "+" и делаем его сигнальным для нашего дополнительного реле. Второй контакт обмотки доп. реле - естественно, на "массу". Силовые контакты реле подключаем следующим образом: один (у меня это "30") - на "+" АКБ (я завел на вход блока силовых предохранителей, но у меня 3110, на более старых моделях лучше заводить на вывод В+ генератора, или переделывать проводку по схеме 3110, притом провод генератор - АКБ делать сечением не менее 10 кв. мм). Второй ("87", соответственно) - на контакт "+" реле-регулятора (вместо вынутого штатного провода).

Таким образом, обеспечивается соединение измерительной цепи РР с "плюсом" аккумулятора только при включенном зажигании.

v9JI-YYAqQs.jpg


Теперь о том, что это дало. Запустил двигатель. Холостой ход - 600. Напряжение на АКБ четко поддерживается 14,3 В плюс-минус 30 мВ (при измерении тестером очень хорошо видно, как РР переключается в пределах напряжения стабилизации). Но не обошлось без багов. Даю нагрузку: дальний, печка, обогрев стекла, еще аварийку включил. Просадка до 12,1. Но держит стабильно. Оставил одну печку - 14,3 снова. С повышением оборотов (примерно до 800-900) напряжение возрастает до 14,3 В и стабилизируется на этом значении, независимо от нагрузки.

Вывод отсюда таков: штатный 65-амперный генератор ЗМЗ-402 при оборотах ниже 900 (почти) не работает. О чем, кстати, говорит его заводская характеристика. Некоторые люди, у которых стояла такая схема, отмечали, наоборот, завышенное напряжение под нагрузкой в этом режиме. Но выдаваемая мощность все равно мала. При оборотах 900 и выше все отлично! И начинается полноценная зарядка аккумуляторной батареи. То есть, заряжаться АКБ начинает на более низких оборотах, чем в штатном варианте. И напряжение зарядки - стабильно! Возможно, для этого (а также для поддержания давления масла на приемлемом уровне) при частом стоянии в пробках холостые лучше поднять. Я пока не поднимал, потому что в пробках стою редко. Тем не менее, разница, по сравнению со штатной схемой, заметна даже без приборов.

Теперь пару слов о падении напряжения после замка и компенсации последствий "переподключения" РР. В общем, у меня на замке падает где-то 0,5 В, что в принципе меня не очень устраивает, но менять контактную группу замка не хочется. Точнее, это не решит проблемы в корне. Что сделал: поставил по цепи 15/2 еще одну разгрузочную релюху, теперь на мощные потребители (печка, дворники, обогрев) поступает напряжение с АКБ напрямую. Повторюсь, на более старых моделях более правильным является подключение мощных нагрузок непосредственно на генератор.

-------
В следующей серии - разгружаем замок зажигания от тока возбуждения (или еще одно реле в схему зарядки). Должно дать ту самую вожделенную зарядку с самых что ни на есть холостых оборотов двигателя, ну и замок подаст заявку на вечную жизнь (хватит с него токов системы зажигания). А еще расскажу, как можно задействовать неподключенную лампу контроля заряда в комбинации приборов. Осталось только воплотить в металле. Ну и фотке, конечно, куда ж без них.

За идею - спасибище огромное Александру Scy.thian с форума gaz-24.com

Привет! На своей, да и не только на своей, "ВОЛГЕ", вместо РР 13.3702, ставил РР 121.3702 (ставлю этот РР вообще на ВСЕ машины). С этим РР напряжение поддерживается на уровне 14В, что на ХХ, что при включении ВСЕХ, предусмотренных заводом потребителей (обороты, правда, 900об/мин и выше, при СТАНДАРТНОЙ схеме подключения через ЗЗ). Удачи.
 

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
Вот, еще одно доказательство того, что наши генераторы при оборотах ниже 900 - не работают.

Но идея по исправлению этого недостатка - уже есть. И ждет только проверки.

121-е РР - хорошее. Но и штатное должно работать! Потому что может :)
 

ЕвГeний

Житель
Регистрация
9 Сен 2012
Сообщения
2,823
Реакции
904
Баллы
415
что наши генераторы при оборотах ниже 900 - не работают.
Какие такие наши? У меня и на ХХ 650 оборотов генератор на 65 А прекрасно работает. По поводу доработки я уже не раз высказвался - категорически против. Но спорить не буду, ибо думаю не переубежу. Плюс данной схемы - стабильность зарядки аккумулятора - недостаток - сильное снижение безопаности прочего электрооборудования, а значит и снижение безопасности самого авто.
 

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
Так я ж не заставляю :)

На мой взгляд, плюсы перевешивают минусы. И где безопасность-то снижается? Надежность - может быть, да. Лишние соединения, лишние узлы. Ну так у меня в дорожном запасе всегда лежит реле, клеммы и провода.

ЕвГeний, значит, Вам повезло с генератором, если он не требует доработок. Дело случая.

И да, прекрасно, в моем понимании - это примерно так.
 
Последнее редактирование:

ЕвГeний

Житель
Регистрация
9 Сен 2012
Сообщения
2,823
Реакции
904
Баллы
415
И где безопасность-то снижается?
Небольшая задачка - едите вы с оборотами под 3000, вдруг силовая цепь между генератором и аккумулятором разрывается. Угадайте, какое напряжение будет в бортовой сети? И как к этому отнесутся лампы фар к примеру?

Добавлено через 1 минуту 12 секунд
И да, прекрасно, в моем понимании - это примерно так.
У меня примерно так и есть только ровно 14 Вольт на аккуме на ХХ при разумном количестве дополнительно включенных электро приборов.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
783
Баллы
414
Небольшая задачка - едите вы с оборотами под 3000, вдруг силовая цепь между генератором и аккумулятором разрывается. Угадайте, какое напряжение будет в бортовой сети? И как к этому отнесутся лампы фар к примеру?

Добавлено через 1 минуту 12 секунд

У меня примерно так и есть только ровно 14 Вольт на аккуме на ХХ при разумном количестве дополнительно включенных электро приборов.

При НОРМАЛЬНОМ РР, обрыв цепи ген-р - АКБ, ничего не изменит, напряжение останется на прежнем уровне (14В), тем более, что включено большое количество потребителей, и происходит эффективное сглаживание пульсаций. Однажды пришлось соседу добираться с дачи до Питера с отключённой АКБ (случайно раскололи корпус АКБ). Машину прикурил, включил фары и обогрев з/стекла и спокойно доехал до дома (более 140км). Удачи.
 

ЕвГeний

Житель
Регистрация
9 Сен 2012
Сообщения
2,823
Реакции
904
Баллы
415

хаус

Постоялец
Регистрация
12 Май 2012
Сообщения
324
Реакции
128
Баллы
145
вдруг силовая цепь между генератором и аккумулятором разрывается
в данном случае силовая цепь не прерывается ни коим способом. при отказе контактов реле, всего лишь не будет зарядки акб. а кто боится к.з. в цепи обмотки реле, то можно поставить навесной предохранитель либо запитать обмотку реле от блока управления эпхх (защищён штатным предохранителем). плюс данной схемы очевиден - напряжение на акб всегда будет в норме, т.к. реле регулятор получает питание от акб, а не от контакта замка зажигания (напряжение на котором занижено на вольт полтора). сам так себе сделал три года назад, когда стал выкипать аккум от 16 вольт, с тех пор не поменял ни одного реле регулятора ни разгрузочного реле, все прекрасно работает.
 

uspenski

Освоился
Регистрация
7 Сен 2015
Сообщения
10
Реакции
0
Баллы
42
Все зависит от того что Вы хотите.

Если хотите жить, то сигнальный провод максимально ближе к потребителям. Будет стабильное напряжение на потребителях.

+ напряжение на потребителях будет стабильное и правильное. Фары, габариты, поворотники яркие, сигнал громкий и т.п.
+ (маленький) быстрее заряжаться аккумулятор будет.
- НО напряжение на АКБ будет выше. Настолько насколько хуже контакты от АКБ до точки подключения сигнального провода. Аккумулятор прослужит от перезаряда меньше.

Если Вам важен АКБ, то сигнальный провод на АКБ. Будет стабильное напряжение на АКБ.
+ Не будет перезаряда АКБ. Прослужит дольще.
- Напряжение на потребителях будет плавать и низким. Фары, габариты, поворотники тусклые.
5% (0,7 В) напряжения на лампочке это 13% светового потока

Я лично выбираю жизнь (безопасность) поэтому за первый вариант.
А исправный аккумулятор никому в гробу не пригодится ...

P.S.
А насчет замыканий и пожаров, то правило простое.
ВСЕ потребители подключать через предохранители (с правильным током) которые располагать максимально ближе к АКБ.

P.S. №2
К слову фары питать коротким проводом от АКБ через доп. реле это дело.
Померяйте у себя падение напряжения между + АКБ и непосредственно на лампочке фары.
 
Последнее редактирование:

СЕО

Заблокирован
Регистрация
26 Авг 2009
Сообщения
4,506
Реакции
3,316
Баллы
675
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
@uspenski, Куда подьезжать на этот улучшайзинг?
 
Сверху