• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Поломка и ремонт 131 коммутатора

alex09

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
320
Реакции
107
Баллы
144
В выходные не доехав до ворот дачи 20 метров машина заглохла. Двух кратная попытка завестись не увенчалась успехом. Раскинув мозгами понял что здесь что то не то и крутить стартер бесполезно, можно совсем посадить аккумулятор и зависнуть надолго. Первая мысль бензин кончился или искра пропала. У меня однажды отвалилась масса от бака, а стрелка на панели показывала наличие 20 литров, а бак был пуст. Залез в багажник и открутив щуп в баке обнаружил там 20 л. На этом с бензином закончил, нашел свечку в багажнике, выкручивать свечи было лень, и пошел искать искру надев свечку на провод 1го цилиндра. Крутанул стартер, искры нет. Скинул крышку трамблера, резистор в бегунке был выгоревший. Принес тестер, сопротивление бесконечность. В нутрии трамблера из индукционного датчика торчат проволочки из щели между двух половинок, прозвонил датчик, примерно 300 Ом. Датчик скорее всего рабочий, но в багажники лежит запасной, торчащая проволка это не нормально. Достав из того же багажника бегунок и датчик поставил. Крутанул стартер не заводится. Осталось две детали, катушка и распределитель. Заводя машину обратил внимание на амперметр, раньше при включении зажигания стрелка амперметра отклонялась а примерно через секунду чуть возвращалась назад. Коммутатор отключал катушку. Это не произошло. Похоже не коммутатор. Достав из багажника коммутатор, меняю его. Машина завелась.

Вернувшись домой вскрыл коммутатор. Как правило в них вылетает выходной транзистор. В моем случае он был дохлый, не звонился переход эмиттер база. При внешнем осмотре был замечен подозрительный электролит с дыркой, но похоже еще работающий. Транзистор КТ848А, электролит 10мкФ 160в.
Работоспособность восстановленного устройства в домашних условиях проверить не удалось. Собрав схему включения коммутатора и заменив катушку лампочкой желаемого результата не получилось. Давая + на клемму Д лампа не моргала. Подумав решил, что и не должна. Вариантов собственно два. Первый сдохла микросхема КС1055ХП1, или она настолько умная и понимает что я не коммутатор и не могу замыкать контакты с частотой более 3 импульса в секунду, да и инерционность лампы оставляет желать лучшего. На этом успокоился. На досуге проверю поставив на машину.
О затратах. Новый транзистор КТ897А-100руб, конденсатор 21руб. Транзистор хитрый, у него похоже в цепи эмиттер-коллектор стоит обратный диод, для подавления ЭДС самоиндукции от катушки.
Вероятная причина выхода коммутатора из строя повышенный искровой зазор в результате обрыва проволки в резисторе бегунка. Резистор проволочный, его я сразу выкинул.
Если у кого будут мысли по поводу проверки 131 коммутатора в домашних условиях пишите.
 

Вложения

  • 090920122252.jpg
    090920122252.jpg
    94.9 KB · Просмотры: 85
  • 090920122250.jpg
    090920122250.jpg
    97.2 KB · Просмотры: 96
  • 100920122253.jpg
    100920122253.jpg
    62 KB · Просмотры: 82
  • 100920122257.jpg
    100920122257.jpg
    96.1 KB · Просмотры: 96

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Все правильно делал! Тоже не раз сталкивался с ситуацией, когда неисправны оба элемента. Наверное сначала выходит из строя микросхема и она губит транзистор.
 

alf3102

Постоялец
Регистрация
7 Сен 2011
Сообщения
550
Реакции
280
Баллы
195
В любой книжке по карбюраторной Волге, есть схема проверки коммутатора в домашних условиях. Она проста как дважды два.
Но по Вашим словам похоже, что и микросхема тоже дала дуба.
 

alex09

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
320
Реакции
107
Баллы
144
В любой книжке по карбюраторной Волге, есть схема проверки коммутатора в домашних условиях. Она проста как дважды два.
Но по Вашим словам похоже, что и микросхема тоже дала дуба.



Я не исключаю такой вариант. В книжке описана проверка коммутатора 13.3734, без микросхемы. Будет время проверю на машине и отпишусь.
 
Последнее редактирование:

alex09

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
320
Реакции
107
Баллы
144
Поменял микросхему КС1055ХП1. В Чип и дип стоит 51 руб. Трудностей никаких не было. Единственное от лака отдирать все пришлось. Работоспособность проверил лампочкой 55W вместо катушки, блок питания держит 10А. На клемму «Д» давал + через 5W лампочку. От импульса на «Д» 55W лама вспыхивает и гаснет.
Коммутатор похоже работает, положу в багажник про запас.
Тему можно закрывать. Будут вопросы пишите, по возможности отвечу.
 

elvis03

Заблокирован
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

alex09

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
320
Реакции
107
Баллы
144
Коммутатор помер из за увеличенного искрового зазора. Обрыв витка в резисторе на бегунке, сначала искра шила через обрыв, затем проволока выгорала и зазор становился все больше. Я подозреваю что в результате увеличенного зазора возросла ЭДС самоиндукции и обратное напряжение выросло более 400В а оно кончило и транзистор и диод в нем, а за одно и микросхему. Такие у меня мысли по этому поводу.
 

elvis03

Заблокирован
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
alex09, Я целый день ездил с выгорешим резистором и 2-мя ВВ проводами в обрыве и ничего не вылетело, правда коммутатор 13.3734, ещё советского производства, то есть родной с завода.
 

leva822

Общительный
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
82
Реакции
83
Баллы
95
alex09, Я целый день ездил с выгорешим резистором и 2-мя ВВ проводами в обрыве и ничего не вылетело, правда коммутатор 13.3734, ещё советского производства, то есть родной с завода.
- Вариатор помог выжить коммутатору.
- Выходной транзистор в 131 работает в более напряженном режиме, чем в 13, и поэтому бесконтактная система зажигания более критична к обрывам и зазорам в ВВ части
- Иногда первой выходит из строя микросхема и тогда транзистору- 100 % швах (на 131 )
 

elvis03

Заблокирован
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Выходной транзистор в 131 работает в более напряженном режиме, чем в 13,
Это смотря на каких оборотах ездить. 13-й жрёт много на малых оборотах, 131-й на больших оборотах. При дохлом генераторе на 13-м по городу проедешь меньше, чем на 131-м.
 

leva822

Общительный
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
82
Реакции
83
Баллы
95
Это смотря на каких оборотах ездить. 13-й жрёт много на малых оборотах, 131-й на больших оборотах. При дохлом генераторе на 13-м по городу проедешь меньше, чем на 131-м.
Абсолютно верно.
Более напряженный режим транзистора- это о другом. Режим коммутации у 131- более быстрый, а отсюда- бОльшая мгновенная(пиковая) мощность переключения+ большее напряжение в закрытом состоянии+ на некоторых моделях 131 коммутаторов завышенный ток коммутации для искрообразования.
Что 13, что 131- это дешёвые,быстросъёмные и совсем не идеальные электронные устройства. Наличие исправного 131 в багажнике позволяет спать спокойно.
ПС Заменял нескольким знакомым контактное зажигание по их просьбе на бесконтактное- все довольны.
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Режим коммутации у 131- более быстрый, а отсюда- бОльшая мгновенная(пиковая) мощность переключения
Мне кажется, это не совсем верное утверждение. В быстром переключении опасность заключается в высоких значениях dU/dt и dI/dt, полупроводники это не любят.
Заменял нескольким знакомым контактное зажигание по их просьбе на бесконтактное- все довольны.
Себе менял на год, но после смерти одного коммутатора и глюков второго (оба 131.) вернул старый проверенный комплект - добротный контактный трамблёр + коммутатор самодельный, который сделал ещё в школьном возрасте - за 20 лет ни одного отказа!
 

elvis03

Заблокирован
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
leva822, Не так. На 13-м при открытом замке зажигания выходной транзистор коммутатора открыт и через него течёт ток, то есть в момент импульса с датчика транзистор закрывается. На 131-м наоборот, при открытом замке зажигания микросхема держит транзистор в закрытом состоянии и в момент импульса транзистор открывается. В итоге на малых оборотах 13-й жрёт больше чем 131-й.
 

leva822

Общительный
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
82
Реакции
83
Баллы
95
Мне кажется, это не совсем верное утверждение. В быстром переключении опасность заключается в высоких значениях dU/dt и dI/dt, полупроводники это не любят.

Себе менял на год, но после смерти одного коммутатора и глюков второго (оба 131.) вернул старый проверенный комплект - добротный контактный трамблёр + коммутатор самодельный, который сделал ещё в школьном возрасте - за 20 лет ни одного отказа!

-dU/dt и dI/dt- критичные параметры для тиристоров (открываются без управляющего сигнала)
- пиковая мощность- важный параметр для ключевых транзисторов при работе на индуктивную нагрузку, может приводить выходу из строя 131 комм, для 13 - не критичен
- да, 131 выходят из строя- об этом данная тема, но повторяю - коммутатор ВСЕГДА должен быть в запасе, заменить на исправный можно в течение 5-10 минут

Добавлено через 37 минут 6 секунд
leva822, Не так. На 13-м при открытом замке зажигания выходной транзистор коммутатора открыт и через него течёт ток, то есть в момент импульса с датчика транзистор закрывается. На 131-м наоборот, при открытом замке зажигания микросхема держит транзистор в закрытом состоянии и в момент импульса транзистор открывается. В итоге на малых оборотах 13-й жрёт больше чем 131-й.
А искра появляется, когда транзистор в 131 закрывается
Принцип зажигания ни кто не отменял: энергия накапливается в индуктивновности катушки, а при разрыве цепи возникает эдс самоиндукции, которая и пробивает искровой промежуток
На вариаторе энергия выделяется, вот и потребление больше( дополнительное сопротивление греет улицу)...
Речь ранее шла о возможной перегрузке транзистора в момент его запирания при индуктивной нагрузке.
Ликбез проводить не буду. Кто знает, тот поймёт. Большинству форумчан это непонятно и неинтересно...
131 автоматически отключается при остановке мотора, а контактная система может подпалить катушку, в защиту 131 имхо .
 
Последнее редактирование:
Сверху