• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Живые классики: ГАЗ-69А

Опаздываю в район! Там опять совещание партхозактива. Предстоит преодолеть несколько десятков километров по тому, что в наших широтах называют дорогами. Хорошо, «газик» почти новый, не подведет…

НА ДВА ФРОНТА

Открываю узенькую дверку (кстати, задние и передние одинаковые – унификация!). В памяти сразу всплывают кадры из фильмов детства: бескрайние целинные поля, терзаемые вьюгой или играющие высокой пшеницей, и высокий статный председатель, скажем, Фома Гордеич, – строгий, но мудрый, редко, зато широко улыбающийся. А вот и другой эпизод: пограничный наряд спешит отловить коварного нарушителя. Исход противостояния заранее известен, но на интересе зрителей это не сказывается…
131292.jpg

Для поездки зимой одеваться по нынешней моде – непростительное легкомыслие. Печка-то в машине вполне приличная, но греет только на ходу – вентилятора нет. К тому же из салона, укрытого брезентом, через многочисленные щели прекрасно просматривается улица.
131293.jpg


Но тот, кто ездит на «газике» (даже на заднем сиденье – здесь, в ГАЗ-69А, оно, кстати, нормальное, не продольные лавки, как в обычном 69-м), всегда готов к любым тяготам и лишениям, воинской ли службы или той, где ведут «битву за урожай». Поэтому привык пролезать в узенькую дверку (вылезать, кстати, еще сложнее) и втискиваться между дерматиновым сиденьем и холодным пластмассовым рулем не только в шинели и телогрейке, но иногда и в тулупе. Педалью газа, почти прижатой к мощному тоннелю кузова, бывалые оперировали кто в сапогах, кто в валенках. А я и в обычной, гражданской обуви с непривычки давлю сначала... на тоннель.
131294.jpg

Сзади в ГАЗ-69А нормальное (относительно!) сиденье и двери.

Но сперва надо вытащить кнопку воздушной заслонки (помните,что это такое?) и исхитриться правой ногой нажать очень высокую педаль стартера. Прогревшись, нижнеклапанный мотор – аналог «победовского» – работает степенно и ровно. Освоиться со сцеплением вовсе не сложно, хотя усилие, конечно, серьезное – мужское. А вот включение передач в известной мере эталонное. Мы уже стали забывать, какими короткими и четкими были ходы рычага, когда он входил непосредственно в коробку. Несинхронизированная первая для беззвучного включения требует навыка. Зато у освоивших это нехитрое ремесло есть небольшой повод для гордости. Тормоза? Как почти у всех машин того времени. Сначала длиннющий свободный – без сопротивления – ход, и вот нога, наконец, чувствует серьезную преграду, а машина без рвения, очень неохотно начинает замедляться. Для жизни, к которой готовили бойца двух фронтов, нормально…

Совсем уже опаздываем! Пятидесятисильный мотор разгоняет «газик» резвее, чем я предполагал. Околица позади, до шоссе ехать проселком.

РАЙОННЫЕ БУДНИ

«Газик» с включенным передним мостом и «газик» без оного – абсолютно разные автомобили. В варианте 4х2 на снежно-ледяном проселке лучше не останавливаться. Чуть небольшая горка или снег повыше – не тронемся. А если и удастся, серьезная с виду машина фривольно закрутит кормой. Зато в полноприводном варианте автомобиль преодолевает бездорожье с упорством медведя, не насытившегося перед спячкой. Если включить первую пониженную (по инструкции, скорость не больше 10 км/ч!), можно заезжать и в совсем страшные с виду сугробы. Только надо быть готовым к тому, что поворачивает машина с включенным передним мостом, но без всяких блокировок очень уж неохотно. Ни о каком быстром маневрировании не может быть и речи!
131295.jpg

Солдату и крестьянину подробно разъяснили премудрости управления трансмиссией. Тем более что в те времена словосочетание «освоить автомобиль» еще не вызывало иронии.

По ровному проселку можно спокойно держать скорость 50 и даже 60 км/ч. Но тут и понимаешь: «козликом» машину прозвали не для красного словца. Инстинктивно сильнее сжимаешь руками руль, чтобы не улететь с сиденья и не треснуться головой о поперечину тента, нога соскальзывает с педали акселератора. Ну... козел! Но в этом слове нет ничего ругательного! Тем более с деревенской точки зрения. Коза, пусть и своенравна да прыгуча, дает молоко. Ну а козел участвует в производстве козлят.
131296.jpg

Справа и слева от спидометра – наружные лампочки подсветки. Изнутри приборы не освещались!

Выпрыгнули на шоссе, а здесь вполне можно идти со скоростью 70–80 км/ч. Но и в таком, учебном по нынешним временам, режиме эмоций хватает. Шум от мотора и трансмиссии (какие уж там зубастые шины!) приучает к вырабатыванию командного голоса и общению с попутчиками на повышенных тонах. На прямой машина стоит на удивление крепко, а вот в поворотах стоит быть предельно осторожным. Дело не только в кренах. За поворотом руля своенравный «козлик» следует очень неохотно и медленно. А нащупывать траекторию баранкой с таким люфтом (не неисправность, норма!) – занятие отчасти увлекательное, однако не всегда безопасное.
131297.jpg


ПРЯМАЯ ПЕРЕДАЧА

ГАЗ-69 и -69А стояли на конвейере почти 20 лет – от эпохи холодной войны до времен «разрядки и мирного сосуществования двух систем». Кстати, эта машина как раз из того мира – 1971 года выпуска.

Конечно, в первую очередь «газик» делали для армии, которая вновь собиралась сражаться, на сей раз с бывшими союзниками. Потом уже шли колхозники, геологи и строители, для которых такой автомобиль подчас тоже был единственным, способным помочь, а иногда и спасти. Ну а тот, кто ездил на «газике» с шофером, в глазах окружающих уже добился определенного положения в колхозно-совхозном, а то и в районном масштабе!
131299.jpg

Фара-искатель – для жизни, которой предстояло жить машине, опция вовсе не лишняя.

Сегодня, глядя на эти «железистые» двери и грубый тент, на спартанские сиденья, ощущая неподатливость органов управления, трудно поверить, что ульяновские машины продавали в 22 страны! Конечно, большинство этих государств не занимали на автомобильной карте мира ключевых позиций. Тем не менее, помимо братьев по социалистическому лагерю, ГАЗ-69 покупали, скажем, братья Марторелли, сбывавшие их в Италии.
131298.jpg

Багажником это можно назвать с натяжкой. Да и инструмент необычный, отчасти даже грозный.

На одной из табличек, украшающих приборную панель, третья передача названа подзабытым ныне эпитетом «прямая». Очень хорошее определение характера 69-го! Он поразительно похож на председателя из тех старых фильмов – честный, говорит, что думает, работает много, хлюпиков не терпит. Звезд с неба не хватает, университетов и академий не оканчивал. То, за что берется, делает добросовестно, чего не может – доверяет агроному или образованной учительнице. Если с таким найти общий язык, будешь чувствовать себя спокойно и надежно, как за каменной стеной. Про таких обычно писали и снимали простые истории…

131300.jpg

Упор и фиксатор для опускающегося на капот ветрового стекла.

Восьмиместный ГАЗ-69 и пятиместный ГАЗ-69А выпускали в Горьком с 1952 года. Прототипы носили имя «Труженик». По двигателю (2,1 л, 52 л.с.) и трехступенчатой коробке передач автомобиль максимально унифицирован с «Победой» ГАЗ М-20.
131301.jpg

С 1954 по 1972 год автомобили выпускали в Ульяновске. На капоте была выштамповка «УАЗ», однако официально машины обозначались по-прежнему аббревиатурой ГАЗ. На часть экспортных автомобилей ставили 2,4-литровые моторы мощностью 62 и 66 л.с. На базе ГАЗ-69 создали прототипы ГАЗ-69Б и ГАЗ-19 (последний – с приводом лишь на задние колеса) с цельнометаллическим кузовом; аналогичные полноприводные машины ТА-24 в небольших количествах выпускали в Тарту. По лицензии ГАЗ-69 делали в КНДР и Румынии (АРО-461).

Сергей Канунников
фото Александр Батыру
по малерьялам журнала За Рулем zr.ru
 
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
аналогичные полноприводные машины ТА-24 в небольших количествах выпускали в Тарту. По лицензии ГАЗ-69 делали в КНДР и Румынии (АРО-461).
Однако! Завидная судьба автомобиля!
 

INUKAMI!

Мудрейший
Регистрация
8 Сен 2007
Сообщения
7,105
Реакции
11,739
Баллы
1,025

BlackbirD

Завсегдатай
Регистрация
17 Мар 2009
Сообщения
1,102
Реакции
505
Баллы
295
ех...был у нас 69 когда то,лет 10 стоял наверно в гараже,хотя там от 69 остался наверно только кузов)остальное УАЗовское,оставалось электрику доделать,но у отца руки как то не доходили,надо было как то крутиться,выживать,90ые года как никак,в итоге изза проблем с документами пришлось продать его родственникам в колхоз,где его разобрали на запчасти (
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
130
Баллы
140
Униками! А ты что, похоже любитель таких машин, как 69, ММ или фанат? Спасибо конечно за такие прекрасные фотки и статьи. По 69-му лучше конечно на его персональный сайт, ссылка на него есть на списке ссылок.
 

INUKAMI!

Мудрейший
Регистрация
8 Сен 2007
Сообщения
7,105
Реакции
11,739
Баллы
1,025
:):):)
 

Вложения

  • x_fd6172cb.jpg
    x_fd6172cb.jpg
    29.4 KB · Просмотры: 656
  • x_aca965e4.jpg
    x_aca965e4.jpg
    52.6 KB · Просмотры: 713
  • x_2fb611b5.jpg
    x_2fb611b5.jpg
    40.1 KB · Просмотры: 625
  • x_c8bacbea.jpg
    x_c8bacbea.jpg
    70.2 KB · Просмотры: 647
  • x_b8eb8e67.jpg
    x_b8eb8e67.jpg
    68.1 KB · Просмотры: 677
  • x_6bfae6fb.jpg
    x_6bfae6fb.jpg
    49.5 KB · Просмотры: 630
  • x_766ce7e8.jpg
    x_766ce7e8.jpg
    30.7 KB · Просмотры: 625
  • x_a587d24b.jpg
    x_a587d24b.jpg
    74.7 KB · Просмотры: 633
  • x_79ed0f68.jpg
    x_79ed0f68.jpg
    70.4 KB · Просмотры: 630
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
130
Баллы
140
Инуками! Прошу прощенья за ошибку. Всё этот буржуйский алфавит. Я, кстати, не понимаю - зачем на Русском форуме писать по английски? Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники... Пусть кому надо учат русский. И что за фигня повторяется постоянно у некоторых в конце сообщения, типа разных предложений или картинок? Зачем весь этот мусор?
В качестве оправдания прошу принять вот такое чудо: искал как то я для себя 69-го и наткнулся случайно на это. Отдали по цене металлолома. При рождении он когдато был Виллисом, но сейчас от него мало что осталось. Поднять его для меня было нереально по деньгам (за один кузов новодел просили 140 тысяч), да плюс создание документов через суд вышло бы в 60 тысяч. В общем, отдал я его фанату Виллисов из Краснодара вчетверо дороже, чем взял. На память остались лиш фотки и налаженные новые связи, в том числе и по 69-му.
 

Вложения

  • Виллис-73-1.jpg
    Виллис-73-1.jpg
    134.1 KB · Просмотры: 655

INUKAMI!

Мудрейший
Регистрация
8 Сен 2007
Сообщения
7,105
Реакции
11,739
Баллы
1,025
И что за фигня повторяется постоянно у некоторых в конце сообщения, типа разных предложений или картинок?
Эм.. это подпись:)

Добавлено через 38 секунд
Отдали по цене металлолома. При рождении он когдато был Виллисом, но сейчас от него мало что осталось. Поднять его для меня было нереально по деньгам (за один кузов новодел просили 140 тысяч), да плюс создание документов через суд вышло бы в 60 тысяч. В общем, отдал я его фанату Виллисов из Краснодара вчетверо дороже, чем взял. На память остались лиш фотки и налаженные новые связи, в том числе и по 69-му.
Да.. такие проекты всегда требуют огромных вложений....
 
Последнее редактирование:
Сверху