• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Низкое напряжение в бортсети,недозаряд АКБ

FJFry

Общительный
Регистрация
12 Окт 2007
Сообщения
18
Реакции
9
Баллы
95
Проблема: низкое напряжение на АКБ при зарядке генератором, не работает тахометр, датчик заряда показывает 9-11 В.

Проверка: При снятии на заведенном авто клеммы аккумулятора напряжение увеличивается до 14В, двигатель набирает 10-15% оборотов, все светящееся светится ярче, тахометр оживает. При включении ближнего света, все тухнет потом приходит в норму напряжение 12-13В, иногда глохнет.
Далее... При установке клеммы обратно к АКБ резко падает напряжение датчик показывает 9-11В, заряжается очень медленно, свет тусклый, двигатель снижает обороты, тахометр умирает.
Двигатель заводится нормально, стартер работает нормально. Стартер исключали - не влияет. Ставили другой аккумулятор - та же история.

Вопрос: Что делать?
Самый простой ответ очевиден, заменить генератор, АКБ и регулятор напряжения почистить контакты, померять все что можно померить проверить фары. Все эт опровернут можно НО! так как данный форум не беден опытными людьми которые взглядом определяют неисправность, именно опыт и отличает просто спеца от хорошего спеца. Я не опытен... потому прошу совета.
Мне нужно узнать пусть не точную причину, а последовательность действий или причин в порядке убывания вероятности влияния на поломку.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
А лучше всего тестером каждый прозвонить.
Даже это не всегда позволяет выявить неисправность, поскольку диоды собраны в мостовую схему и подключены к обмоткам генератора. Для чистоты эксперимента их надо выпаивать или хотя бы отключить (отпаять) от генератора.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
В общем, в параллельной теме дали ссылку на вот такую схему подключения регулятора напряжения:
http://www.volga-gaz.ru/tunung/?url=66

Вроде всё правильно, но не совсем. По порядку.

По ссылке написано, что регулятор напряжения неадекватно оценивает напряжение в бортовой сети, считая его слишком низким, так как регулятор напряжения берёт напряжение с самого генератора, а не с аккумулятора. А так как напряжение может потеряться, пока дойдёт до него, на самой АкБ оно оказывается ниже. В итоге - недозаряд с включенными потребителями.
Вроде бы логично, но не совсем. На самом деле на проводе, который идёт от генератора к АкБ напряжение сильно потеряться не должно. Провод там довольно толстый.
Второй момент. При реализации данной схемы перестаёт работать лампа зарядки АкБ. Так как ей надо, чтобы при отсутствии зарядки и включенной обмотке возбуждения ток шёл через эту самую лампу.
Для меня это было критично. Так как у меня на лампу зарядки завязан контроль запуска двигателя для автозапуска.

Стал разбираться.
Что оказалось. Дело в том, что регулятор напряжения действительно не следит за напряжением на АкБ. Более того, он не следит даже за напряжением на выходе генератора. Специально для регулятора напряжения с каждой обмотки идёт по одному дополнительному диоду. И он снимает напряжение именно с них. Естественно, если генератор сильно нагружен внешними потребителями, на диодах его выпрямителя идёт сильная просадка напряжения. Но на дополнительных диодах (с которых и снимается контроль напряжения) этой просадки нет, так как они работают только на регулятор напряжения и обмотку возбуждения. То есть регулятор продолжает считать, что напряжение в норме и не даёт зарядку.
Поэтому можно реализовать схему по вышеуказанной ссылке, но вести её к АкБ не обязательно. Достаточно контролировать напряжение на выходе генератора (конечно, контроль прямо на АкБ лучше, но это дополнительные провода).
Помимо того, что по схеме не работает лампа зарядки, ей нужен ещё и дополнительный провод от зажигания.
И как я ни ломал голову, так и не смог придумать, чтобы с родным регулятором напряжения работала лампа зарядки и контроль напряжения снимался с адекватного места. Решено было сделать свой регулятор. Схема там несложная. Главное - сделать так, чтобы контроль напряжения снимался с выхода генератора, а обмотка возбуждения запитывалась как и раньше - от лампы зарядки (когда двигатель не работает) или от дополнительных диодов, когда зарядка пошла.
Для реализации мне нужен был щёточный узел. Он был куплен, и был снят генератор. Но оказалось, что новый щёточный узел для моего генератора не подходит - немного разные посадочные места. Но к счастью оказалось что на новом щёточном узле сам регулятор разборный и без проблем встаёт на старый щёточный узел. В силу того, что регулятор оказался разборным, а под крышкой оказалась печатная плата с SMD-компонентами, решено было новую схему не городить, а попытаться переделать имеющуюся.
Срисовал схему. Вот что получилось:
RR1.gif
Как видно, контроль напряжения снимается с клеммы D (лампа зарядки и дополнительные диоды генератора) через резистор R6. И от этой же клеммы происходит запитка обмотки возбуждения. Контроля напряжения на выходе генератора нет.
Поэтому логично было бы сделать так - отключить резистор R6 от клеммы D и подключить его на выход генератора (клемма B+). Чтобы он именно это напряжение отслеживал. Вот так:
RR2.gif
Всё отлично, эксперименты показали, что теперь регулятор адекватно регулирует напряжение зарядки. Напряжение на клемме D не влияет на работу схемы, а влияет только напряжение на клемме B+. Что и требовалось.
Осталась только одна мелочь. Когда зажигание выключено, с клеммы B+ будет постоянно утекать ток через резисторы RR3-6 и стабилитрон. Хоть ток этот небольшой, но желательно его вовсе перекрыть. В схеме с реле это сделано при помощи реле, которое отключает регулятор напряжения от АкБ при выключенном зажигании.
В принципе, так можно было бы и сделать. Но мне желательно было уместить всю схему в корпусе регулятора напряжения, куда никакое, даже самое маленькое, реле ну никак не убиралось. К тому же не хотелось вести провод от зажигания.
В итоге был сделан ключ на транзисторах, а контроль зажигания осуществляется с клеммы D. На ней нет напряжения, когда выключено зажигание и двигатель остановлен. Что нам и нужно.
В принципе, транзисторный ключ - это как бы то же самое реле, только на транзисторах. Вместо них можно использовать и реле, только оно габаритами больше.
Вот что в итоге получилось:
RR3.gif
Теперь схема отключена от АкБ (клемма B+), когда выключено зажигание.
Все дополнительные элементы запросто убрались в корпус регулятора напряжения. На клемму B+ из корпуса регулятора напряжения был выведен дополнительный проводок с круглой кольцевой клеммой и прикручен. Навесные элементы внутри крпуса регулятора я залил клеем, чтобы не разболтались. Сам регулятор от нового щёточного узла был припаян и прикручен на старый щёточный узел вместо старого регулятора напряжения (старый был неразборный).

Установка генератора на место показала наличие зарядки при всех возможных включенных потребителях (коей раньше не наблюдалось):
- Печка на полную,
- Обогрев стекла на полную,
- Кондиционер,
- Вентилятор охлаждения двигателя,
- Фары,
- Противотуманные фары,
- Был бы подогрев сидений, включил бы и его.

На холостых в таком режиме напряжение падает, на при оборотах чуть выше 1000 сразу же начинает расти (как и писалось в статье по ссылке).

Теперь и лампа зарядки работает, и напряжение правильно отслеживается.

Пока проверить подольше возможности не было. Нужно поездить. Но судя по всему, всё должно работать нормально.

Немаловажный момент, что снаружи ничего не навешано. Всё находится внутри регулятора напряжения, который, в свою очередь, стоит внутри генератора. Отличить переделанный регулятор можно только по наличию проводка от него к клемме B+. При желании этот проводок можно вывести наружу и провести прямо к АкБ, если уж кому захочется.

Жаль, не получилось слелать фотографии - попросту не подумал.
 
Последнее редактирование:

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,233
Реакции
1,505
Баллы
695
zeroe,
а температура на регулятор не влияет?
там в таблетке помимо всего и датчик температуры(так говорили), у меня как прогреется 10 минут под капотом, всё понижает.
 
Последнее редактирование:

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
У меня всё работет одинаково как на холодном, так и на прогретом двигателе. Работает ли лампочка, так и не увидел - скорее всего, нет.
 
Последнее редактирование:

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
Да нет, ni82, не должно быть такой просадки, даже в "книжке" написано, что генератор должен обеспечивать напряжение в сети 13.8 - 14.2 В - чего я на своей никогда не наблюдал до переделки.
Example626, вот у меня в руке сейчас новенькое реле-регулятор, условно разборное (заклёпки, можно попробовать их выбить). "Отсек" под сам регулятор там довольно мал. Во всяком случае, я бы туда без паяльной станции не полез. Но подход, на мой взгляд, более правильный.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Да-да, именно такой - заклёпанный, с прямоугольной платмассовой крышечкой.
Мой - производства Пензы. Вот такой:
http://www.romb-penza.narod.ru/r65.html
Высверливай клёпки, она и откроется.
Паял просто маленьким паяльником. На паяльной станции у меня жало толще.
То, что корпус маленький, - не страшно. Места для двух транзисторов и трёх резисторов там достаточно.
 

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
Возможно. Тогда патовая ситуация. Конечно, лампочку "оживить" было бы неплохо. Тогда вопрос: если реализовывать дополнительную схемку, которая на вход получат +B, D, а на выходе у неё, соотв., +B на реле-регулятор (если есть напряжение на D), при этом она позволяет протекать току через лампочку, как она (схемка) будет выглядеть?
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Никак.
И как я ни ломал голову, так и не смог придумать, чтобы с родным регулятором напряжения работала лампа зарядки и контроль напряжения снимался с адекватного места.
Всё, что удалось придумать - это следить за напряжение на дополнительных диодах.
Если оно там есть (происходит зарядка, генератор включен), то на вход регулятора подавать напряжение с клеммы B+.
Если его там нет (неисправность генератора или генератор отключен за ненадобностью - перезаряд), то напряжение брать с лампочки.
Но при этом регулятор уже не сможет следить за напряжением на B+. А будет следить за напряжением на панели приборов, так как лампочка оттуда запитана. В принципе, это приемлемо, но может привести к перезаряду, если на панели приборов напряжение намного ниже, чем на АкБ.

Вот такая коммутация. Причём, через реле этого сделать, наверное, нельзя - чересчур большое время переключения.

Можно ещё отслеживать напряжение на обмотке возбуждения и нагружать лампочку, только когда на дополнительных диодах напряжения нет, а обмотка возбуждения включена (при этом на входе регулятора - напряжение с B+).
Но замыкать при этом провод лампочки непосредственно на "массу", думаю, нельзя. Так как там в параллель с ней резистор 5,1 Ом мощностью 5 Ватт. А при замыкании его на массу на нём будет выделяться почти 40 Ватт. Он просто сгорит. Конечно, на работу схемы сам факт сгоревшего резистора не повлияет, но будет очень неприятно, когда он будет "сгорать". Да ещё и часть проводки с собой захватит. По расчётам получается, нужно нагружать её резистором 9 Ом сопротивлением и мощностью 10 Ватт. Либо опять же обмоткой возбуждения, отключив регулятор от B+ и подключив к нему лампу.

В общем, коммутация получается чересчур громоздкая. Да ещё и необходимо брать сигнал ещё и непосредственно с одной из щёток.

Поэтому я и отбросил все идеи схемы, в которой использовался бы штатный регулятор напряжения.
 

Frandale

Постоялец
Регистрация
29 Окт 2009
Сообщения
646
Реакции
316
Баллы
194
В общем генератор так и глючит. Я тут уже отписывался. Напомню - электрик воткнул какое-то реле на крыло и отключил лампочку низкого напряжения. И вроде с его слов "исключил из цепи несколько диодов". И че-то я теперь не понимаю. Завожу машину - напряжение гуд. 13,8-14,2 (по БК). Фары включишь и оно просаживается до 12,5. Плюс ко всему заметил мерцание ВСЕХ световых приборов. Приборка, дисплей БК, фары и т.д. Причем не всегда, а иногда. И стрелка дрожит. Раньше такого не было. А тут в дождь попал - ехал с включенным вентилятором печки, обогревом заднего стекла и противотуманкамию Дык на холостом ходу напряжение вообще падало до 11,7. При езде - 12,1.
Подскажите что делать?
1. Опять искать электрика и отдавать генератор в переборку всяких там обмоток и т.д.? (Честно говоря не очень хочется - я уже на ремонт этого генератора отдал около 1,5К).
2. Выкинуть его к чертовой матери и купить новый? Тогда подскажите какой, за недорого? Авто - 3110, 406 дв., 2002 г.в., инж. Щас стоит Беларусский на 90А 2003 г.в.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Завожу машину - напряжение гуд. 13,8-14,2 (по БК). Фары включишь и оно просаживается до 12,5. Плюс ко всему заметил мерцание ВСЕХ световых приборов.
Раз уж исключен регулятор напряжения, остается просто заменить выпрямитель и конденсатор.

Да, состояние провода массы между кузовом и двигателем проверялось?
 

DrVovik

Постоялец
Регистрация
6 Сен 2010
Сообщения
352
Реакции
331
Баллы
164
на холостом ходу напряжение вообще падало до 11,7. При езде - 12,1

Подскажите что делать?
Во первых не волноваться! Во вторых послушать полковник2,
В третьих посмотреть сюда:ген.JPG
Опустим что генератор с графика для 402-го и 60А, смысл один и тот же, при низких оборотах кв на хх видим что в лучшем случае генератор обеспечивает работу самого себя и еще пару ламп габаритов, если нагрузить систему
ехал с включенным вентилятором печки, обогревом заднего стекла и противотуманками
то естественно нагрузка пойдет на акб, в результате падение до 11В. Поддадите газу чуть возрастет, но надо учесть что на гене будут "висеть" все включенные потребители и плюс подразряженный АКБ.
Вот как-то так.
 
Сверху