В общем, в параллельной теме дали ссылку на вот такую схему подключения регулятора напряжения:
http://www.volga-gaz.ru/tunung/?url=66
Вроде всё правильно, но не совсем. По порядку.
По ссылке написано, что регулятор напряжения неадекватно оценивает напряжение в бортовой сети, считая его слишком низким, так как регулятор напряжения берёт напряжение с самого генератора, а не с аккумулятора. А так как напряжение может потеряться, пока дойдёт до него, на самой АкБ оно оказывается ниже. В итоге - недозаряд с включенными потребителями.
Вроде бы логично, но не совсем. На самом деле на проводе, который идёт от генератора к АкБ напряжение сильно потеряться не должно. Провод там довольно толстый.
Второй момент. При реализации данной схемы перестаёт работать лампа зарядки АкБ. Так как ей надо, чтобы при отсутствии зарядки и включенной обмотке возбуждения ток шёл через эту самую лампу.
Для меня это было критично. Так как у меня на лампу зарядки завязан контроль запуска двигателя для автозапуска.
Стал разбираться.
Что оказалось. Дело в том, что регулятор напряжения действительно не следит за напряжением на АкБ. Более того, он не следит даже за напряжением на выходе генератора. Специально для регулятора напряжения с каждой обмотки идёт по одному дополнительному диоду. И он снимает напряжение именно с них. Естественно, если генератор сильно нагружен внешними потребителями, на диодах его выпрямителя идёт сильная просадка напряжения. Но на дополнительных диодах (с которых и снимается контроль напряжения) этой просадки нет, так как они работают только на регулятор напряжения и обмотку возбуждения. То есть регулятор продолжает считать, что напряжение в норме и не даёт зарядку.
Поэтому можно реализовать схему по вышеуказанной ссылке, но вести её к АкБ не обязательно. Достаточно контролировать напряжение на выходе генератора (конечно, контроль прямо на АкБ лучше, но это дополнительные провода).
Помимо того, что по схеме не работает лампа зарядки, ей нужен ещё и дополнительный провод от зажигания.
И как я ни ломал голову, так и не смог придумать, чтобы с родным регулятором напряжения работала лампа зарядки и контроль напряжения снимался с адекватного места. Решено было сделать свой регулятор. Схема там несложная. Главное - сделать так, чтобы контроль напряжения снимался с выхода генератора, а обмотка возбуждения запитывалась как и раньше - от лампы зарядки (когда двигатель не работает) или от дополнительных диодов, когда зарядка пошла.
Для реализации мне нужен был щёточный узел. Он был куплен, и был снят генератор. Но оказалось, что новый щёточный узел для моего генератора не подходит - немного разные посадочные места. Но к счастью оказалось что на новом щёточном узле сам регулятор разборный и без проблем встаёт на старый щёточный узел. В силу того, что регулятор оказался разборным, а под крышкой оказалась печатная плата с SMD-компонентами, решено было новую схему не городить, а попытаться переделать имеющуюся.
Срисовал схему. Вот что получилось:
Как видно, контроль напряжения снимается с клеммы D (лампа зарядки и дополнительные диоды генератора) через резистор R6. И от этой же клеммы происходит запитка обмотки возбуждения. Контроля напряжения на выходе генератора нет.
Поэтому логично было бы сделать так - отключить резистор R6 от клеммы D и подключить его на выход генератора (клемма B+). Чтобы он именно это напряжение отслеживал. Вот так:
Всё отлично, эксперименты показали, что теперь регулятор адекватно регулирует напряжение зарядки. Напряжение на клемме D не влияет на работу схемы, а влияет только напряжение на клемме B+. Что и требовалось.
Осталась только одна мелочь. Когда зажигание выключено, с клеммы B+ будет постоянно утекать ток через резисторы RR3-6 и стабилитрон. Хоть ток этот небольшой, но желательно его вовсе перекрыть. В схеме с реле это сделано при помощи реле, которое отключает регулятор напряжения от АкБ при выключенном зажигании.
В принципе, так можно было бы и сделать. Но мне желательно было уместить всю схему в корпусе регулятора напряжения, куда никакое, даже самое маленькое, реле ну никак не убиралось. К тому же не хотелось вести провод от зажигания.
В итоге был сделан ключ на транзисторах, а контроль зажигания осуществляется с клеммы D. На ней нет напряжения, когда выключено зажигание и двигатель остановлен. Что нам и нужно.
В принципе, транзисторный ключ - это как бы то же самое реле, только на транзисторах. Вместо них можно использовать и реле, только оно габаритами больше.
Вот что в итоге получилось:
Теперь схема отключена от АкБ (клемма B+), когда выключено зажигание.
Все дополнительные элементы запросто убрались в корпус регулятора напряжения. На клемму B+ из корпуса регулятора напряжения был выведен дополнительный проводок с круглой кольцевой клеммой и прикручен. Навесные элементы внутри крпуса регулятора я залил клеем, чтобы не разболтались. Сам регулятор от нового щёточного узла был припаян и прикручен на старый щёточный узел вместо старого регулятора напряжения (старый был неразборный).
Установка генератора на место показала наличие зарядки при всех возможных включенных потребителях (коей раньше не наблюдалось):
- Печка на полную,
- Обогрев стекла на полную,
- Кондиционер,
- Вентилятор охлаждения двигателя,
- Фары,
- Противотуманные фары,
- Был бы подогрев сидений, включил бы и его.
На холостых в таком режиме напряжение падает, на при оборотах чуть выше 1000 сразу же начинает расти (как и писалось в статье по ссылке).
Теперь и лампа зарядки работает, и напряжение правильно отслеживается.
Пока проверить подольше возможности не было. Нужно поездить. Но судя по всему, всё должно работать нормально.
Немаловажный момент, что снаружи ничего не навешано. Всё находится внутри регулятора напряжения, который, в свою очередь, стоит внутри генератора. Отличить переделанный регулятор можно только по наличию проводка от него к клемме B+. При желании этот проводок можно вывести наружу и провести прямо к АкБ, если уж кому захочется.
Жаль, не получилось слелать фотографии - попросту не подумал.