• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА



В 1929 году в городе Нижний Новгород были собраны первые грузовые автомобили Форд-АА из деталей, присылаемых из Североамериканских Соединённых Штатов. Одновременно в Нижнем Новгороде (в 1932 году переименован в город Горький) началось строительство нового автомобильного завода ГАЗ (Горьковский Автомобильный Завод).



В январе 1932 года из ворот нового завода выехал первый грузовик ГАЗ-АА, который был почти копией американского Форд-АА. В самом начале производства кабины грузовиков были деревянными и, потому, угловатыми. Вскоре кабина приобрела более обтекаемые формы.





ГАЗ-АА был основным автомобилем в 30-ые годы прошлого века в Красной армии. К началу войны это были уже устаревшие модели, но их несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива. Большое значение сыграло то, что большое количество автомобилей Красной армии были ГАЗ, что облегчало их ремонт и взаимозаменяемость запасных частей разных моделей и годов выпуска!





Летом 1943 года завод ГАЗ сильно пострадал от бомбардировок. Из-за нехватки стратегических материалов ГАЗ-АА военных выпусков был сильно упрощён. Машина получила плоские крылья, только одну левую фару, только задние тормоза, только задний откидной борт. От буфера тоже пришлось отказаться. Некоторые грузовики имели даже матерчатые двери-скатки, позднее двери стали делать из доски-вагонки. Цельнометаллическая кабина была заменена на, если можно так сказать, кабину типа «кабриолет», которая уже так и осталась на конвейрах до конца производства (до 1950 года).





В конце девяностых годов прошлого века мне удалось поучаствовать в процессе реставрации ГАЗ-ММ ( ГАЗ-АА), у меня есть много фотографий и кадров на плёнке, в скором будущем я переведу изображение на плёнке в цифровой формат и покажу Вам!!! Ещё реставрировал ГАЗ-67, ЗИС-6 с реактивной установкой БМ-13 "Катюша" и участвовал на этих машинах в парадах посвящённых Великой Победе в войне 1941-45 годов, фотоматериала у меня очень много, но это будет в других темах!!!
 
Последнее редактирование модератором:

Барабас

Заблокирован
Регистрация
24 Дек 2009
Сообщения
260
Реакции
242
Баллы
145
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
слышал истории как водители во время войны замерзали в полуторках
 

Микхай

Завсегдатай
Регистрация
23 Июл 2010
Сообщения
252
Реакции
1,225
Баллы
210
Да, это правда! В лютый мороз обморожение обеспечено, отопления в кабине не было. Курить в кабине было опасно, топливный бак был прямо перед водителем! Ничего хорошего в этом автомобиле не было, Генри Форд хотел завалить весь мир дешёвыми грузовиками и это ему удалось, а Товарищ Сталин и правительство СССР, чтобы поднять на ноги огромную страну благодаря американцам наладили производство этих грузовиков в Нижнем Новгороде и эта устаревшая телега с мотором ещё двадцать лет была на производстве!
 
Последнее редактирование модератором:

Alex V

Постоялец
Регистрация
30 Июн 2010
Сообщения
267
Реакции
352
Баллы
164
Вот такой "газон" стоял у музея автовилль на усачева этой весной. Фото мои.
 

Вложения

  • DSC04581.JPG
    DSC04581.JPG
    317.3 KB · Просмотры: 608
  • DSC04580.JPG
    DSC04580.JPG
    218.1 KB · Просмотры: 458

Cerber

Постоялец
Регистрация
6 Мар 2010
Сообщения
140
Реакции
367
Баллы
164
У нас до сих пор стоят возле музея ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Кстати, ЗИС-5 до 1985 года работал в горторге, возил пустую тару.
 

КонстантинК

Завсегдатай
Регистрация
6 Янв 2010
Сообщения
668
Реакции
659
Баллы
215
Мало кто знает, что некоторые полуторки умели ездить на дровах:
Газогенераторные автомобили в истории.
Возникновение газогенераторов

В этой статье речь пойдет об устройстве, которое вырабатывает горючий газ (так называемый синтез-газ, или еще его называют биогаз, так как получается он в результате горения древесины, угля и прочих органических соединений), для использования его в качестве топлива для автомобиля. Называется такое устройство – газогенератор или газогенераторная установка.

Впервые в мире действующие стационарные газогенераторные установки были разработаны в Германии еще в далекие 30 – 40-е года уже позапрошлого века. Далее, в 1889 году, известные всем ныне фирмы «Крослей» и «Отто Дойц» взялись усовершенствовать эти устройства и приспособить их для использования на автомобилях. И уже в начале ХХ века в Европе появился первый газогенераторный транспорт. Но особое распространение этот транспорт получил во время первой и второй мировых войн, когда наблюдалась острая нехватка бензина.

В нашей стране разработка автомобильных и тракторных газогенераторов началась в двадцатые годы ХХ века. В то время советский союз был могучей державой и имел свою собственную развитую индустрию добычи нефти, благодаря чему не испытывал особых проблем с бензином. Но в то время шло освоение отдаленных районов Севера и Сибири, где было громадное количество древесины, затрудненная доставка железнодорожных цистерн с бензином. Поэтому поощрялись многочисленные разработки по созданию газогенераторов и газогенераторной техники. Существовало специальное КБ «Газогенераторстрой». Разработкой газогенераторов занимались НАТИ, ВАММ (Всесоюзная академия моторизации и механизации Красной Армии), а также ряд институтов лесотехнического профиля.

Был проделан большой объем исследовательских работ, который позволил выбрать наиболее прочные и дешевые материалы для изготовления топки – самого быстро изнашиваемого узла. Были определены параметры газогенераторной установки, обеспечивающие наилучшее протекание рабочего процесса. В середине 30-х годов был налажен выпуск газогенераторов. Их производством занимался харьковский завод «Свет шахтера».

Первыми серийными моделями установок стали «Пионер-Д8» для автомобиля ЗИС-5, (эту установку разработали в учреждениях лесной промышленности), и В-5 для автомобиля ГАЗ-АА, (разработали в КБ «Газогенераторстрой»). Первые модели получились не популярными. В 1935-1936 годах было построено всего 500 установок «Пионер-Д8» и только 76 установок В-5. Более совершенными и популярными стали установки разработанные НАТИ. Вместо В-5 «Свет шахтера» начал выпускать установку НАТИ-Г14.

Сам автомобиль нужно было адаптировать к новому виду топлива. Более подходящей моделью оказалась машина ЗИС-11 с удлиненной базой. Этот газогенераторный автомобиль получил индекс ЗИС-13. Газогенераторная установка на ЗИС-13 располагалась позади кабины водителя. И за ней на удлиненной раме устанавливалась обычная грузовая платформа от ЗИС-5. Серийный выпуск этой машины освоили в 1936 году. Автомобилей ЗИС-13 было выпущено около 900 – 1000 шт. Затем, в 1938 году, эстафету приняла модель ЗИС-21 с новой усовершенствованной газогенераторной установкой, которую можно было устанавливать на стандартное шасси ЗИС-5. Эта модель оказалась самой удачно и выпускалась до 1952 года на«Урал ЗИСе».

Специалистам завода ГАЗ было уже проще. Они изучили опыт ЗИСовцев, а также разработки газогенераторов «Газогенераторстроя» и НАТИ, и разработали собственную конструкцию газогенератора. ГАЗовская газогенераторная «полуторка» выпускалась с 1939 по 1946 годы под маркой ГАЗ-42. Кроме того, еще выпускались грузовики марки ГАЗ-43 и ЗИС-31 с облегченными и более простыми установками, работавшими на древесном угле.
Конструкции газогенераторов.

У советского грузовика 30 – 40-х годов самой характерной и бросающейся в глаза чертой были два здоровенных цилиндрических «котла», стоявших за кабиной. Один котел был большего размера, другой чуть поменьше. Котел побольше как раз и являлся газогенератором. Его большую часть объема занимал бункер с люком в верхней части, через который насыпали деревянные чурки или уголь.

В нижней части генератора под бункером, располагался топливник – печь, которую растапливали чурками или углем. Необходимый для горения воздух попадал в топливник через боковые щели или фурмы. За счет тяги, создаваемой работающим двигателем (а при запуске – специальным вентилятором), воздух просасывался через горящее топливо, в результате чего образовывались химические составляющие горючего газа: углекислота, окись углерода, водород. Под топливником, на дне газогенератора находился зольник. Колосниковая решетка не позволяла попадать на него крупным не догоревшим кускам топлива.

Из топливника газ тянулся через нижний зольник, а затем поворачивал наверх. Вверх газ проходил по рубашке – простенку между бункером и наружной стенкой газогенератора. Двигаясь вверх горячий газ просушивал топливо, находящееся в бункере, и сам немного остывал. Из рубашки по трубе газ поступал в охладитель. Охладитель газа, состоящий из секций радиаторов, лежал на раме машины под платформой кузова.

Задачей охладителя газа была не только охлаждение, но и первичная грубая очистка от тяжелых механических примесей – пепла и смолы. Следует сказать, что существовали также модели газогенераторных установок, у которых вместо громоздких радиаторов применялся компактный охладитель, совмещенный с водяным радиатором автомобиля, но такие машины получались дороже и выпускались в меньших количествах. После охладителя газ попадал в очиститель, который на описываемых в этой статье ЗИСах и ГАЗах находился во втором, меньшем по размеру «котле».

Очиститель освобождал газ от золы, шлаков, мелкой топливной пыли, которые, попадая в двигатель, портили седла клапанов, стенки цилиндров, поршневые кольца, засоряли масло в картере. Применялись различные конструкции очистителя: решетки, на которые насыпали мелкие стальные кольца Рашига, матерчатые фильтры, инерционные и центробежные очистители. На машинах с компактным охладителем мог быть жидкостный очиститель, находящийся в нижнем коллекторе радиатора-охладителя.

После очистки газ поступал в смеситель, игравший ту же роль, что и обычный карбюратор: он смешивал генераторный газ с воздухом в пропорции, обеспечивающей нормальную работу двигателя на разных режимах. Кроме того, смеситель должен был допускать возможность кратковременной работы двигателя на бензине. Это требовалось, чтобы создать тягу при пуске и розжиге газогенератора.
Запуск газогенератора.

В газогенераторном автомобиле не получалось сесть, запустить двигатель и просто поехать. Сначала нужно было раскочегарить, разжечь, газогенератор, что требовало от водителя определенной сноровки: *Одним из способов розжига было использование естественной тяги: нужно было открыть верхний загрузочный и нижний зольный люки, в зольник положить растопку: лучину, бумагу, солому, пропитанные бензином тряпки, и поджечь. Вслед за растопкой огонь охватит дрова или уголь в топливнике. Такой розжиг мог занять минут 30 – 40. *Более быстрым способом розжига было использование искусственной тяги. Ее могли создать либо раскручиваемый стартером двигатель, либо расположенный между очистителем и смесителем электрический вентилятор. Чтобы двигатель или вентилятор прососал воздух по всем трубам, охладителям и очистителям, требовалось длительная работа стартера или электромотора, а значит, очень мощный аккумулятор.

Но аккумуляторы в те годы были в дефиците, а тем более мощные и надежные. Нельзя было долго крутить стартер, так как «полуторки» имели крайне недолговечный стартер. Бензиновые «газики» обычно заводили с помощью рукоятки. А создать нужную тягу в газогенераторной системе с помощью несовершенного стартера было практически невозможно. Поэтому пришлось дополнить конструкцию устройствами, обеспечивающими кратковременную работу двигателя на бензине – для получения искусственной тяги на момент розжига и пуска.

Смеситель был совмещен с пусковым карбюратором. Его работа требовала от водителя особой манипуляции несколькими дроссельными заслонками, обеспечивавшими пуск и переключение с бензина на газ. Но и в этом случае запуск автомобиля занимал минут 10 – 15…
Эксплуатация газогенераторов.

При эксплуатация газогенераторных установок необходимо было очень часто производить очистку зольников, очистителей и охладителей. И хотя по инструкции делать это требовалось через 250 – 300, а то и 1000 километров пробега, на деле процедуру приходилось проводить куда чаще – порою после 100 – 150 километров пробега.

Кроме этого, необходимо было постоянно следить за герметичностью всех соединений в длинной веренице труб. Еще одну серьезную проблему создавал появлявшийся в системе конденсат. Зимой он замерзал, вынуждая бороться со льдом в трубах, а в сильные морозы требовал утепления и сам газогенератор. Перед остановкой двигателя нужно было дать ему некоторое время поработать на холостых оборотах, чтобы уменьшился огонь в бункере. При резкой остановке мотора в лучшем случае происходил сильный выброс ядовитого газа, а в худшем мог возникнуть пожар.

Для газогенераторных автомобилей существовали определенные правила, так как пожарная безопасность газогенераторов являлась особой проблемой и представляла определенную угрозу. Газогенераторным автомобилям, имевшим на борту источник открытого пламени, запрещался въезд на склады горюче-смазочных материалов и боеприпасов. Серьезную опасность газогенератор представлял и в случае аварии.
Особенности двигателя газогенераторного автомобиля

Чтобы обычный грузовик перевести на газогенераторное топливо, заводы в основном изменяли два параметра: *степень сжатия двигателя *передаточное число главной пары.

При переводе двигателя на газогенераторный газ его мощность снижалась на 35 – 40%, по сравнению с бензиновым двигателем. Со снижением мощности боролись путем весьма существенного повышения степени сжатия. У мотора ГАЗ-ММ степень сжатия увеличили с 4,6 до 6,5, а у мотора ЗИС-5 степень сжатия увеличили с 4,6 до 7. В результате получалось, что степень сжатия у газогенераторных автомобилей была даже выше, чем у грузовых бензиновых моторов последнего поколения.

Несмотря на все хитрости, применяемые изготовителями, мощность оставалась слишком скромной, как для грузового автомобиля. У ГАЗ-42 мощность составляла 30 л.с. против 50 у ГАЗ-ММ, ЗИС-13 развивал 48, а ЗИС-21 – 45 л.с. против законных 73 у ЗИС-5. На газогенераторном автомобиле можно было разогнаться до 40 – 50 км/ч, а запаса дров без «подзаправки» хватало всего на 60 – 70 км пути. Потерю мощности пытались компенсировать путем увеличением передаточного числа главной передачи. Например, у машины ГАЗ его подняли с 6,6 до 7,5.

Из-за низкой мощности двигателя и плохих тяговых показателей газогенератор не имело смысла устанавливать на такие машины, как тяжелый грузовик ЯГ-4 или полугусеничный ГАЗ-60. Массивная газогенераторная установка весила 400 – 500 кг, и грузоподъемность автомобиля сокращалась примерно на полтонны. Особенно ощутимо это было для автомобиля ГАЗ-ММ.

Но все-таки сделать газогенераторную установку более-менее компактной кое-кому удалось. На Западе существовали газогенераторные варианты легковых ФИАТов, «ситроенов» и даже ДКВ. Советские инженеры сумели установить небольшие газогенераторы на легковые ГАЗ-А и «эмку». Но особой потребности в массовом выпуске легковых газогенераторов в СССР не было.
Закат газогенераторной техники.

Несмотря на все свои недостатки, газогенераторная техника сыграла заметную роль в истории нашей страны. В годы войны газогенераторные автомобили использовались на тыловых перевозках и тем самым экономили бензин. Пришлись ко двору они и во времена послевоенной разрухи. Но, вывезя на своих железных плечах страну из периода бедствий, такие машины тихо и незаметно сошли со сцены.

Последнюю газогенераторную модель «Урал-352» выпускали в Миассе до 1956 года. Газогенераторные модификации ЗИС-150, ЗИС-151, УралЗИС-355 М подобно паровым грузовикам НАМИ, предназначавшимся для лесоповала, остались опытными образцами. Добыча нефти возрастала, бензин стоил копейки, и газогенераторным автомобилям перестали прощать их «минусы». Более перспективным видом газового транспорта стали считать газобаллонные автомобили.
Взято с _http://sintezgaz.org.ua/1_articles/16/gazogeneratornye-avtomobili-v-istorii
 

Древлянин

Общительный
Регистрация
18 Мар 2011
Сообщения
31
Реакции
75
Баллы
80
Хочу в данной теме немного рассказать о одном хорошем стареньком авто. Когда я стал работать в пож охране в тех обеспечении 10 лет назад, мне была поставлена задача востановить старый авто Зис-5 (пожарный авто) И Зис-5 грузавичёк что я с своими людьми и сделал, они добросовестно открывали выставки вооружения в Н.Тагиле в течении 6 лет, как говорится открывали парад. Но потом где то в 2009 году новому генералу пришла мысль сделать из него памятник и скрепя сердцем пришлось рабочую машинку поставить на постамент, хотя процедуру консервы я все таки успел сделать. Обидно, теперь только грузавик остался на котором иногда по праздникам катаем детишек. Высшии чины не понимают как много надо сделать что б такие машины ещё жили.
 

Вложения

  • раритеты 001.jpg
    раритеты 001.jpg
    101.2 KB · Просмотры: 512
  • раритеты 002.jpg
    раритеты 002.jpg
    95.5 KB · Просмотры: 416
  • раритеты 005.jpg
    раритеты 005.jpg
    116.4 KB · Просмотры: 421

Микхай

Завсегдатай
Регистрация
23 Июл 2010
Сообщения
252
Реакции
1,225
Баллы
210
1

Да!!! Вся эта процеДУРА мне известна! Я работал реставратором в Ростовском музее военных автомобилей! Спросите у Ростовчан, где у Вас АвтоМузей, никто не скажет!!! Да потому-что он в воинской части за колючей проволокой! С одной стороны это хорошо, но техника стоит под открытым небом на постаментах! Очень жаль!!!

У меня очень много материала по реставрации старинных автомобилей, вот только времени на всё не хватает! Я когда-нибудь покажу фотографии своих работ, а сейчас извините, пока не могу!!!

2
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Вот что интересно. У ГАЗ-АА заявленный расход топлива - 20 л\100км.
Современая "полуторка" ГАЗель.... примерно схожий расход топлива. Как будто и не прошло 70 лет технического прогресса. :)
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
у нас в части на постаменте стоял ГАЗ-АА,
но его продали бизнесменам и он своим ходом под шумок (когда часть переходила от одного ведомсва другому) уехал в неизвестном направлении.
 

Древлянин

Общительный
Регистрация
18 Мар 2011
Сообщения
31
Реакции
75
Баллы
80
Добавлю ещё один авто и свою радость ! Жив ещё курилка и ещё поживёт!:rolleyes: Авто 1950 года рождения постоянно работал в пожарной охране! сейчас на пенсии работает только по праздникам и на выставках!!!!
 

Вложения

  • S6002222.jpg
    S6002222.jpg
    113.2 KB · Просмотры: 526
  • S6002223.jpg
    S6002223.jpg
    108.4 KB · Просмотры: 468
  • S6002225.jpg
    S6002225.jpg
    92 KB · Просмотры: 511
  • S6002226.jpg
    S6002226.jpg
    111 KB · Просмотры: 455
Сверху