• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Steyr 220 Последняя мишень

Австрию нельзя сегодня назвать автомобильной державой. То ли дело в начале века. Имена "Греф-Штифт", "Аустро-Даймлер" и конечно же "Штейр" звучали чаще, чем венский вальс.

"Штейр" процветает и сегодня. Это самый крупный частный индустриальный концерн в Австрийской Республике. Он выпускает грузовики, трактора, двигатели, оружие... И ни одного оригинального легкового автомобиля.


СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА

Многие компании могут похвастаться конкретной датой своего основания. Но в истории Steyr-Daimler-Puch было два или три периода, когда все начиналось с самого начала.

Производством оружия и инструментов для различных видов деятельности в австрийском городе Штейр занимались с незапамятных времен. Альпийские недра щедро делились рудой. А река Еннис исправно крутила заводские колеса. И главное - голова и руки у многих людей были на положенном месте.

У истоков фирмы "Штейр" стоял знаменитый оружейный мастер Йозеф Верндль. Именно ему принадлежала идея замены гладкоствольных оружейных стволов на современные нарезные. Именно он довел ружейное производство на "Штейре" до колоссальных по тем временам масштабов. Недаром торговой маркой фирмы стало стилизованное изображение мишени.

Когда в 1874 году Иоганн Штраус потряс весь цивилизованный мир своими "Сказками Венского леса", оружейная фабрика Верндля отпраздновала десятилетие. Помимо винтовок и карабинов, здесь выпускали велосипеды, литейные машины, а также дуговые лампы и водяные турбины, что позволило Штейру стать первым городом в Австро-Венгерской империи, улицы которого освещались электричеством.

В 1889 году Йозеф скончался, оставив наследникам фабрику, на которой трудилось десять тысяч ударников капиталистического труда. Тогда же неподалеку, в Граце, бурную деятельность развернул молодой слесарь с банальным именем Йохан и ласковой фамилией Пух. Его цех по производству велосипедов разросся до размеров фабрики. И его двухколесные машины стали превосходить по качеству и надежности машины, выпускаемые "Штейром".

В самом начале двадцатого столетия "Штейр" продолжает выпускать массовым тиражом орудия для отстрела птиц и животных, "Пух" приступает к производству своего первого экспериментального автомобиля, а фирма "Даймлер" осваивает сборку своих машин в Австрии. После этого все три компании объединятся в единую производственную группу, хорошо известную сегодня.

АВСТРИЙСКАЯ СЕНСАЦИЯ

steyr1.jpg


Огромные заказы на вооружение, которые обрушились на компанию во время Первой мировой войны, позволили всем трем заводам сделать гигантский рывок. "Штейр" стал самой крупной в Европе фабрикой огнестрельного оружия. Но ненадолго. Когда Германия и ее союзники сложили оружие, страны-победительницы строго-настрого запретили им заниматься оружейным делом. Пришлось переквалифицироваться на автомобили.

В конце двадцатых "Даймлер" выпускает на рынок спортивные и престижные машины с шести- и восьмицилиндровыми двигателями. Завод в Штейре, напротив, строит автомобили среднего класса. Это было очень прогрессивное решение.

К созданию модели "Штейр-50" приложил руку знаменитый Фердинанд Порше. Эта машина стала "австрийским Жуком". С 1934-го по 1940 год было произведено 13 тысяч "штейров-бэби", что намного превышало довоенный выпуск "фольксвагена" в Германии. За создание "Штейр-100" отвечал не менее талантливый конструктор - Ганс Ледвинка. Первый серийный "Штейр-100" с обтекаемым кузовом произвел настоящую сенсацию на автомобильном рынке.

"Штейр-220" вырос из "сотой" модели, появившейся впервые в 1934 году. Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель мощностью всего 32 л. с., но эта относительно небольшая мощность позволяла машине с обтекаемым аэродинамическим кузовом развивать скорость до 100 км/ч, расходуя всего 10 литров бензина на 100 километров пути. Автомобиль производили до 1936 года, а затем, когда мощность двигателя была увеличена на целых три лошадиные силы, он получил индекс "200".

steyr2.jpg


Собственно "Штейр-220" появился в 1937 году и продержался на потоке до 1941-го. Модель оснащалась шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 2260 куб. см, который легко развивал 55 л. с. Передняя подвеска выполнялась независимой на поперечной рессоре, а задняя имела две четвертьэллиптические рессоры. Коробка передач была четырехступенчатой. Автомобиль с кузовом четырехдверный лимузин весил 1250 кг. Двухоконный кабриолет весил на целых десять килограммов больше.

На шасси модели "220" выпускалось два типа кабриолетов. Один - стандартный, как на помещенных здесь фотографиях, стоил 6750 рейхсмарок. Другой, четырехоконный, строила немецкая кузовная фирма "Глезер" в Дрездене. Она оставляла только основу кузова, а облицовку радиатора, крылья и капот изготавливала по собственным чертежам. Машины получались более обтекаемыми, но и стоили подороже - 6900 рейхсмарок.

Всего построили 8000 шестицилиндровых моделей "120/220", из них двухоконных кабриолетов - где-то порядка 960 штук, а заказных "глезеровских" и того меньше - возможно, несколько десятков.

Для небольшой страны с более чем скромными экономическими возможностями не так уж и плохо.

Черту подвела война. Она перечеркнула все планы компании по совершенствованию своих гражданских легковых автомобилей. Вся производственная активность была сконцентрирована на военных заказах, и заводы "Штейра" вновь возвратились к выпуску оружия, военного снаряжения и армейских вездеходов. В конце войны заводы были полностью уничтожены бомбежкой.

ЧУДЕСА НА ВИРАЖАХ

Судьбы автомобилей чем-то похожи на судьбы людей - они порой так же извилисты, полны всевозможных причуд и хитросплетений. И так уж случается, что ни войны, ни катаклизмы не обходят их стороной, вынося на крутые дорожные и исторические виражи.

Вряд ли кабриолет "Штейр-220", герой нашего очерка, выезжая шестьдесят лет тому назад в свою первую поездку по приветливым венским улочкам, мог предположить, что уже через несколько лет он будет именоваться трофеем и сменит своего белобрысого хозяина, какого-нибудь Йохана или Франца, на генерал-лейтенанта Советской Армии Соколова. Трофейная Германия, трофейная Япония постепенно обживали российские города и веси, став на какое-то время их естественными и привычными реалиями, служа образцами при создании новых отечественных автомобилей.

Шли годы... То, что было обыденным и распространенным, становилось экзотическим и редким. В 1965 году генерал продал свой трофей актеру, автогонщику, коллекционеру и большому любителю старых и редких автомашин Анатолию Стержакову. Удачное приобретение обошлось коллекционеру в 1300 рублей, но за ценой он не постоял ни в день покупки, ни после. Большой педант, Стержаков не мог допустить, чтобы на автомобиле стояли чуждые "Штейру" детали, и тратил уйму заработанных на съемках денег, доставая все необходимое у энтузиастов и автоантикваров в Таллине и Риге. На одни только фирменные поворотники было истрачено две средние зарплаты! Даже утерянной крышке бензобака - и той умудрился найти "родную" замену.

Автомобиль платил любовью за любовь и всегда держался на ходу, развивая скорость до 110 км/ч. "Эх, бывало, в 70-х давали мы понюхать газку модным 21-м "волгам", - с удовольствием и мгновенно воскресшим азартом вспоминает Стержаков.

Да, на таком авто не страшны были и далекие путешествия, и в одно свободное от работы лето "Штейр" со своим хозяином отправился к Черному морю. Путь из Москвы до Сочи не выдержала только резина, и ее пришлось заменить. На резину от 402-го "Москвича". В остальном пожилой "австриец" показал себя молодцом. За весь "русский" период своей жизни он умудрился накрутить свыше 300 тысяч километров.

Само собой разумеется, что хорошо сохранившийся бывший вражеский автомобиль, да еще и в руках актера, не мог проехать мимо кинематографа. Многие режиссеры охотно использовали его в "киношках" про войну и не только. "Я - Шаповалов", "Вариант "Омега", "Карнавал" - вот далеко не полный список "актерских" работ нашего "Штейра". На одном из парадов старых автомобилей, проходившем в середине 70-х на ВДНХ, красоту автомобиля отметили дипломом I степени, а уж зрительские симпатии стали само собой разумеющейся наградой.

Смешением стилей, времен и народов ознаменовалось и последнее по времени, однако, надеемся, не последнее в жизни приключение "Штейра-220". Редакция "Автопилота" фотографировала автомобиль на подмосковной даче Ворошилова. Старожилы рассказывают, что сталинский нарком подъезжал на вороном "ЗИСе" к воротам, где его уже поджидали. Один денщик держал на подносе рюмку водки, другой - под уздцы вороного жеребца. Климент Ефремович "остограммивался" и по живописной аллее, ведущей от ворот, доезжал до дачи верхом...

Лошади пасутся здесь и сегодня. На фасаде особняка надпись - Casa Del Sol. По нашему - "Дом Солнца". Возле парадного входа русско-испанского колледжа белый кабриолет - последняя "Мишень" далекой Австрии.

АЛЕКСАНДР НОВИКОВ,
АЛЕКСАНДР СТАВРОВ,
ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ (фото),
СТЕПАН РЫБАКОВ (фото)

По материалам журнала "Автопилот"
 
Сверху