• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

ЗИС-102 - «МОСКВИЧ-401-422»

Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
ЗИС-102 - «МОСКВИЧ-401-422»
На основе узлов и агрегатов базовой модели с кузовом «седан» МЗМА выпу*скал фургон для доставки почты и мел*ких партий грузов. У него был деревян*но-металлический кузов с двухстворча*той задней дверью. Грузовое помеще*ние — каркас из березовых брусьев с филенками из бакелизированной фанеры. Крыша обтягивалась дерматином.

На фургоны устанавливали сначала, с 1947 года, двигатель «400», а с 1954 го*да — «401». За десять лет МЗМА изгото*вил 11 129 машин «Москвич—400–422» и «Москвич—401–422“. Кроме того, за это же время завод выпустил 2562 шасси, на которые московский кузовной завод Ми*нистерства пищевой промышленности СССР монтировал фургоны (их отлича*ющиеся параметры — в скобках) с ме*таллической обшивкой на деревянном каркасе.
51.jpg

Годы выпуска — 1954—1956; число мест — 2; грузоподъемность — 200 (150) кг; двигатель: число цилиндров — 4, рабочий объем — 1074 см. клапанн»--« механизм — SV, степень сжатия — 6, мощность — 26 л. с. при 4000 об mi число передач — 3; передаточное чис главной передачи — 5,14; размер ши* 5,00—16 дюймов; длина—3855 (3950) м ширина — 1400 (1375) мм; высота — 12 (1660) мм; база — 2340 мм; снаряжен* масса — 860 (845) кг; скорость 90 км/ч.
 
Последнее редактирование модератором:

DJ_RACER_99rus

Заблокирован
Регистрация
17 Окт 2006
Сообщения
418
Реакции
185
Баллы
174
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
МОСКВИЧ 401-422, Россия

9.jpg


Когда в реставрационно-техническом центре газеты Авторевю решили восстановить Москвич 401-422, стало ясно, что использовать «родные» деревянные панели невозможно: если какие-то детали и выглядели пристойно, то нести нагрузку они уже все равно не могли — крошились. Поэтому реставраторы пошли по «заводскому» пути. За основу взяли «голую» платформу серийного Москвича 401 (более поздний «четыреста первый» Москвич отличался от «четырехсотого» лишь форсированным до 26 л.с. двигателем и перенесенной с пола на рулевую колонку рукояткой трехступенчатой коробки передач). Березы, которые мастера реставрационно-технического центра Авторевю отобрали для реконструкции Москвича 401-422, были спилены по ходу расчистки лесополосы вдоль Московской кольцевой автодороги. Древесину распилили, просушили, тщательно отсортировали — чтобы не было сучков, хотя заводская технология допускала использование досок с сучками. А вот специальный столярный клей пришлось покупать американский — у нас такого не делают
chert_07.jpg

Шесть мастеров-реставраторов трудились над восстановлением фургона больше года. Полностью выдержать заводскую технологию, конечно, не удалось. Например, в условиях массового производства сложные деревянные детали вытачивались на копировально-фрезерных станках, а для этой машины пришлось все делать вручную. Но в точном соответствии с сохранившимися заводскими чертежами! Одних только деревянных деталей было вырезано около 240. Помимо березы использовались сосна и лиственница (это тоже допускалось конструкторами и технологами). Все деревянные соединения прошпунтованы, проклеены и «заперты» шурупами. Особо нагруженные соединения усилены металлическими косынками: все — как на серийных машинах. Цвет кузова, дерматина крыши и обивки салона подбирался согласно заводской карте окраски. Удалось разыскать даже родные «грузовые» шины, с более высоким профилем, нежели у тех, что ставились на обычные Москвичи...
chert_08.jpg

Все остальные узлы и агрегаты — «родные», от «четыреста первого» Москвича: нижнеклапанный 26-сильный двигатель (подобным комплектовался еще Opel P4 образца 1931 года), трехступенчатая коробка с несинхронизированной первой передачей, независимая передняя подвеска типа Дюбонне, задний мост на рессорах.
В середине июня 2002 года «Буратино» выехал за ворота техцентра Авторевю и своим ходом, подмигивая фарами удивленным прохожим, добрался до Музея экипажей и автомобилей в Кузьминском лесопарке. Там он сейчас и стоит. Приходите в парк — и все увидите. И сами поймете, почему во время того кремлевского просмотра в сорок шестом Сталин, остановившись возле этой машины, одобрительно кивнул.

msk401.jpg
 

Botsman

Бывалый
Регистрация
25 Фев 2006
Сообщения
1,241
Реакции
1,882
Баллы
345
Коробка передач

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЧУЖДОГО АВТОТЕХНИКЕ, "КОРОБКА ПЕРЕДАЧ" -- СУТЬ "ПОСЫЛКА". В НЕЕ КЛАДУТ ВАРЕЖКИ, КЕДРОВЫЕ ОРЕХИ, ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ БЕЧЕВКОЙ, ЗАЛИВАЮТ СУРГУЧОМ И ГРУЗЯТ В ПОЧТОВЫЙ ФУРГОН "МОСКВИЧ 400-422".

200303-82-01.jpg


Ну все, пока. Обнимаю вас крепко и целую. А также детей ваших, Клаву и Зоечку, родителей и брата Игоря Степановича, Маришу, Петеньку, учительницу Клавдию Николаевну, соседа из углового дома, что мед нам приносил, дочку его Настеньку, Зинаиде Петровне кланяйтесь, военкому нашему товарищу Вахлакову привет..."

Почтальон, доставляющий "открытые письма", порой знает адресатов и отправителей лучше, чем участковый. А почтовый фургон везет больше чем два центнера писем, газет и посылок, - он везет человеческие судьбы.

АДРЕС ОТРАВИТЕЛЯ. Впрочем, в те годы письмам самого сокровенного не доверяли. Даже поговорка была: "Слово не воробей, поймают - не вылетишь". Это уже потом осмелевшие мемуаристы бросились рассказывать. Как в 1939 году три автомобиля КИМ-10 еле-еле добрались до Кремля из-за поломок - спас положение якобы нарком среднего машиностроения Лихачев, который выхватил наган и пообещал расстрелять всех прямо на улице. Еще, что дискуссия о том, сколько дверей должна иметь советская малолитражка, закончилась тем, что Сталин усадил конструкторов на заднее сиденье двухдверки, сам с Берией уселся впереди и предложил задним попробовать выйти. И что "Москвич" решили копировать с "Кадетта", а не с более прогрессивной "Олимпии", благодаря волюнтаризму Молотова и опасливости представителя Минавтопрома Дыбова...
Всего этого нам уже никто не подтвердит. Бесспорным остается лишь факт, что 26 августа 1945 года постановлением ГКО Московский завод КИМ был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Этим же постановлением назначался срок начала производства новой отечественной малолитражки - январь 1947 года. Конструкторам предстояло голыми руками менее чем за семнадцать месяцев поставить автомобиль на конвейер. Не было чертежей, технологического оборудования, помещений - цеха несли на себе удручающие следы прошедшей войны. В стране свирепствовал голод, продукты выдавали по карточкам, а жалкий ширпотреб - по ордерам. Что касается почты, то после мобилизации машин в армию, была введена "трудгужповинность" - письма и посылки снова возили на лошадях.

ПОЧТОВАЯ МАРКА. В сентябре 1938 года почтальоны доставили подписчикам свежий номер журнала "За рулем", где можно было прочитать следующее: "И даже хваленая гитлеровцами "немецкая военная техника" обнаруживает черты упадка и ненадежности. На последних маневрах в Германии в одном только Бранденбургском районе треть танков, бронированных автомобилей и тяговых артиллерийских тракторов вышла из строя. Их приходилось стягивать с дорог к ремонтным паркам при помощи лошадей. Необычайно многочисленны были во время маневров автомобильные катастрофы. Причина их - неисправная работа двигателей, изготовленных из суррогатных материалов". Что было потом, мы знаем. Война показала, что немецкая техника вообще и автомобили, в частности, - не самые худшие в мире. Поэтому за основу советской машины был взят германский образец.
Принято считать, что мы целиком вывезли все оборудование с заводов "Опеля" по договору о репарациях. Выглядит это более чем сомнительно. В 1929 году тогдашний президент GM Альфред Слоан подписал документы о покупке заводов Adam Opel AG, и с этого момента "Опель" стал американской собственностью в Германии. Именно поэтому на заводы в Рюссельхайме, говорят, не сбросили за войну ни единой бомбы. Американцы были нашими союзниками по антигитлеровской коалиции, и экспроприировать их имущество - чертежи ли, технологии, штампы, оборудование - никто бы не посмел. Обращаться к американцам за документацией на Kadett и оснасткой на его производство не было времени, да и необходимости - завод КИМ уже почти двадцать лет собирал автомобили по американской технологии.

200303-82-03.jpg


Поэтому поступили по привычной для нашего автомобилестроения схеме. Разыскали несколько трофейных Opel Kadett KJ-38, измерили и скопировали на чертежи до мельчайших подробностей. Технологам и смежникам были розданы детали и изделия, снятые с трофейных автомобилей, для предварительной отработки технологии их производства. "Москвич-400" и Opel Kadett KJ-38 практически одинаковы по размерам двигателя, по конструкции мостов, отделке, габаритам. Даже формы эмблем абсолютно идентичны, только на одной написано "OPEL", а на другой - "МЗМА". Вместо названия американо-германской фирмы на колесных колпаках "Москвича" красовались красные полоски.
К октябрьским праздникам 1946 года были собраны пять двигателей, а к концу года - пять автомобилей. В январе 1947 года уже на конвейере построили пятнадцать автомобилей "Москвич-400". А к началу 1948 года завод освоил производство автомобиля-фургона "Москвич 400-422" с деревянным кузовом, ибо сталепрокат тогда был в дефиците.

ЗДРАВСТВУЙ, ДЕРЕВО. Трудно сказать, что в работе почтальона самое трудное - сортировать почту и ворочать тюки с газетами, заходить во двор, на заборе которого висит табличка "Злая собака", или приносить матери похоронку на сына. А тут еще суеверия. Увидеть во сне почтальона - к плохим новостям. Но нам, советским, суеверия были чужды, и потому газеты с портретами вождей и открытки с поздравлениями к Великому Октябрю у нас возила машина, срисованная с "фашистского прототипа".
Для фургонов на МЗМА изготавливались отдельное шасси, отличавшееся от шасси седана удлиненными восьмилистовыми рессорами, бензобак с иной конструкцией заливной горловины, измененным креплением заднего бампера, другим пучком проводов из-за иной установки заднего фонаря стоп-сигнала и плафона внутреннего освещения. Кроме того, другими по конструкции были держатель запасного колеса - в кузове, под полом грузового отделения - и кронштейн заднего номерного знака. На колеса фургонов ставились шины большего диаметра, что, естественно, уменьшало максимальную скорость и увеличивало расход топлива.
Фургон был предназначен для перевозки грузов весом до 200 кг при водителе и одном пассажире или 250 кг без оного, со сложенным передним сиденьем. Кузов имел три двери - пару боковых и двухстворчатую заднюю дверь для грузового отделения. Детали каркаса изготавливались из березы в чувашском городе Шумерля, на том же предприятии, что делало приклады для стрелкового оружия. Собирался он потом на специальном клее и болтах. Филенки грузовых панелей делались из бакелитизированной фанеры с декоративной прошивкой и лакировкой наружной поверхности. Деревянная крыша кузова обивалась специальным дерматином, имевшим торговые наименования "гранитоль" и "текстовинит".
На фургончиках развозили молоко и мороженое, булочки... Пробовали мясо и рыбу, но такие продукты требовали регулярной промывки внутренностей кузова горячей водой, деревянные панели мокли, долго сохли и начинали гнить. Поэтому для такого фуража на шасси "Москвича" устанавливали сваренные на заводах Минпищепрома цельнометаллические кузова-"каблучки". В частные руки фургончики практически не попадали: считалось, что это грузовой автомобиль, а мелкая частно-предпринимательская деятельность заканчивалась письмами с Воркуты и Магадана. Письма эти как раз и везли в деревянных фургонах - больше всего этих машин числилось именно за Минсвязи СССР.

200303-82-04.jpg


КОРОТКАЯ И С ОШИБКАМИ. По статистике, каждая тридцатая телеграмма приходит к адресату с ошибками, и тут уж как кому повезет. Один мужик уехал целину поднимать и прислал жене телеграмму, которую по ошибке доставили женщине, у которой недавно помер муж. Текст был такой: "Добрался благополучно тчк пекло страшное". Были истории и повеселее. Одна пожилая сельская тетка однажды не поленилась приехать в район, размахивая полученной телеграммой и грозя отдать всех под суд. Телеграфистка, набивавшая текст на ленту, ошиблась клавишей, и в сообщении "выеду в четверг тчк петя" последняя согласная в глаголе поменялась на другую, отчего телеграмма приобрела весьма похабный смысл.
Из-за ошибок ли или по какой другой причине, но первые "Москвичи", вопреки лозунгам рекламных буклетов о "повышенной надежности", ломались достаточно часто. Коробка передач не имела синхронизаторов на первой скорости, поэтому шестерни часто выходили из строя, издавая скрежет зубовный. Не доставало смазки для шкворней передней подвески, поэтому они иногда заклинивали. Вакуумные стеклоочистители целиком зависели от оборотов двигателя. К недостаткам автомобиля можно было отнести заливные вкладыши коренных подшипников, постоянно требующие сложного процесса заливки. Часто обгорали контакты прерывателя-распределителя. Заклинивал трос ручного тормоза. Да и сами деревянные кузова быстро рассыхались, начинали скрипеть, разваливаться и достаточно быстро списывались.
Ведь жизнь она иногда, как телеграмма - короткая и с ошибками. Это вам любой почтальон подтвердит.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ

"МОСКВИЧ 400-422", ГОДЫ ВЫПУСКА 1949 - 1958

Тип двигателя/расположение/привод карбюраторный, водяного охлаждения/спереди/задний
Рабочий объем (куб. см) 1070
Мощность (л.с. при об./мин.) 26 при 4000
Максимальная скорость (км/ч) 80
Длина/ширина/высота (мм) 3855/1400/1545
Цена по прейскуранту (руб.) 12 тыс.
Количество построенных (шт.) 11 129

По материалам журнала "Автопилот"
 
Сверху